Папа — ученикам «Scholas Occurrentes»: жизнь — это прекрасное сокровище, за неё стоит бороться

Папа Франциск проводит телемостМы не изменим мир, если не изменим подход к образованию; чтобы сделать это, нужно строить мосты и восстановить воспитательный процесс в школе, в семье и в обществе, — заявил , выступая 5 февраля в Ватиканском Зале Синода во время международной видеоконференции с детьми с ограниченными физическими возможностями, по случаю закрытия IV Всемирного конгресса «Scholas Occurrentes».
Международная сеть школ, созданная изначально в Аргентине по желанию тогдашнего архиепископа Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, сегодня насчитывает 400 тысяч учреждений, распространённых на пяти континентах и объединяющих в себе спорт, науку и технологию. В ходе видеоконференции были также представлены новые соглашения с римским университетом «Lumsa» и проекты в Мозамбике.

На экране — распростертые руки, улыбка и благодарность Папы. По другую сторону экрана — с ограниченными физическими возможностями из США, Южной Америки, Африки, Австралии, с Ближнего Востока.
Исабель, Педро, Алисия, Эльвира, Тейлор, Манош и Баути стали свидетелями, завершившими IV Всемирный конгресс «Scholas Occurrentes». Они рассказали свои истории, беседуя с Папой. Это трудные истории детей, живущих с инвалидностью, но они борются с этим состоянием, не замыкаются в себе и побеждают, занимаются спортом и, пользуясь телекамерами, говорят другим: «Никогда не падайте духом».

«В каждом из вас скрыто сокровище. Ваша задача – открыть шкатулку, вытащить это сокровище, взрастить его, поделиться им с другими и получить в ответ сокровище другого. Каждый из нас хранит в себе сокровище. Если мы его оставим закрытым, его никто не увидит, если же поделимся им с другими, сокровище умножится с помощью сокровищ, которые мы получаем от других».

Папа Франциск говорил о необходимости достичь гармонии, которая не означает движения по пути компромиссов. Гармония — это, в некотором роде, развитие способности понимать различия, принимать различия и делать всё, чтобы эти различия приходили в согласие.

Далее Папа обратил внимание на то, что воспитательный процесс, происходящий в семьях, в школах, в культуре, нарушен.
Это означает, пояснил Папа, что общество, семья и различные учреждения возложили задачу воспитания на работников образования, на учителей, которые, будучи в основном малооплачиваемыми, несут на своих плечах груз этой ответственности, и если не добиваются результата, то их винят во всём. «Однако никто не винит различные учреждения, которые отказались от воспитательного процесса, передоверив его другим», — продолжил Папа.
Высоко оценив опыт «Scholas Occurrentes», Святой Отец подчеркнул оправданность стремления преподавателей восстановить гармоничным образом воспитательный процесс, а также высоко оценил значимость путей культуры, спорта и науки для «наведения мостов»:

«Эта международная сеть школ нацелена на гармонизацию языка интеллекта, языка сердца и языка рук.
Чтобы личность — ребёнок, юноша — мог думать о том, что он чувствует, и о том, что он делает; чтобы он делал то, что чувствует, и то, о чём думает».

Папа Франциск считает, что необходимо разработать общеприемлемое «воспитательное соглашение» для того чтобы преодолеть кризис цивилизации. Для этого каждая страна призвана черпать основополагающие ценности в народной и исторической традиции, изучать её и распространять: «Итальянская культура, к примеру, — сказал он, — не может отречься от Данте как от фундамента», аргентинская – от Мартина Фьерро.
Культура, это в некотором роде также игра, указал Папа Франциск:

«Книга Премудрости гласит, что Бог играл, что Премудрость Божия играла. Нужно вновь открыть игру как образовательный процесс, как образовательное выражение. Поэтому образование — это не только информация, это креативность игры. Это игровое измерение, которое даёт нам возможность возрастать в творчестве и одновременно в труде».

На этом пути к гармонии обязательно присутствует поиск красоты, который основывается «на нашем искусстве, на нашей музыке, на нашей живописи, на нашей скульптуре, на нашей литературе». Святой Отец высоко оценил креативность трёх языков: рук, сердца и ума, и выразил надежду на то, что «искра ‘Scholas Occurrentes’ разгорится в пламя, которое поможет восстановить, гармонизировать воспитательный процесс».

Далее имела место беседа Папы Франциска с детьми. Маленькая Исабель слепа, ей 13 лет, она любит атлетику. Она попросила Папу призвать всех, кто переживает трудности, «не сдаваться и не падать духом, потому что, приложив немного усилий, можно достичь желаемого».
Папа Франциск признался Алисии, что плохо водит автомобиль и не умеет пользоваться компьютером. Тейлор открыл ему своё сердце: «Я сталкивался со многими препятствиями в школе. Больше всего мне приходится бороться за то, чтобы я мог делиться с другими моими мыслями, чтобы не останавливаться и идти вперёд». Он спросил у Папы, как ему преодолеть медлительность, связанную с его инвалидностью, и Папа ответил, что «не нужно никогда бояться трудностей», потому что «мы способны преодолеть их все, нам нужно только время, чтобы понять, ум, чтобы найти путь, и мужество, чтобы идти вперёд, чтобы не бояться».

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна