Папа: мечтаю о Церкви, близкой к народу и не одержимой властью. Речь к Национальному церковному собранию

Папа: мечтаю о Церкви, близкой к народу и не одержимой властью. Речь к Национальному церковному собранию

Церковь, близкая к народу и не одержимая властью, которая не боится дыхания Святого Духа: именно о такой итальянской Церкви мечтает , как сам он сказал, обращаясь к 2500 участникам Национального церковного собрания в  кафедральном соборе Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре. Речь Святейшего Отца предварили несколько свидетельств: катехумена, супружеской пары и албанского иммигранта, ставшего священником. Супруги, занятые сегодня в образовательном центре душепопечения о семьях «Вифания» в Риме, рассказали Папе свою непростую историю: у обоих за плечами неудачный брак, признанный церковным судом недействительным. Супруги рассказали о своем одиночестве и отсутствии поддержки, которые они пережили до того, как приняли решение довериться мудрости Матери Церкви.

Обращаясь к ним и через них — ко всей Церкви в Италии, Папа Франциск подчеркнул, что католики не должны бояться отвечать на вызовы нашего времени. Папа указал на три измерения подлинного гуманизма, которые должны быть всегда перед взором Церкви: смирение, бескорыстие и блаженство. Смирение защищает от «одержимости сохранением собственной славы, достоинства и влиятельности». Бескорыстие необходимо потому, что, «когда наше сердце богато и довольно собой, в нем нет места для Бога». Папа предостерег верующих от «замкнутости в структурах, которые создают иллюзию защиты, в правилах, превращающих нас в неумолимых судей, в привычках, которые нас успокаивают». Наш долг – это «трудиться, чтобы этот мир был лучше, и бороться. Наша вера революционна в силу импульса, исходящего о Святого Духа».

«Мы должны всегда следовать этому импульсу, — подчеркнул Папа, — чтобы выйти из самих себя и стать людьми согласно Евангелию Иисуса». Христианин, сказал далее Св. Отец, несет в себе радость Евангелия, а для великих святых «блаженство связано с унижением и бедностью». В итальянском народе это блаженство проявляется в солидарности, в самопожертвовании, в работе, часто нелегкой и низкооплачиваемой. Смирение, бескорыстие и блаженство «наделены особым смыслом для итальянской Церкви, собравшейся сегодня для совместного пути как пример соборности».

«Мы не можем быть одержимы властью, даже когда она приобретает черты власти, полезной и необходимой для социального образа Церкви. Если Церковь не будет иметь чувствований Иисуса, она сбивается с пути и теряет смысл. Если же она их имеет, то она умеет быть на высоте своей миссии. Чувства Иисуса подсказывают нам, что Церковь, думающая о самой себе и о своих интересах, уныла».

Папа указал на искушения, которые могут встать на пути обновления Церкви. «Их не пятнадцать, как в Курии», — успокоил Папа присутствующих и назвал первое искушение «пелагианским»: оно мешает Церкви «быть смиренной, бескорыстной и блаженной, действуя под видом добра». «Пелагианство» побуждает уповать на организации и на безупречные, но абстрактные программы. Это искушение заставляет следовать стилю «контроля, суровости, нормативности». Норма придает уверенности, помогает почувствовать вое превосходство и иметь четкое направление. «Пелагиане» именно в этом находят силу, а не в легком дыхании Святого Духа. «Перед злом или проблемами в Церкви, — сказал Папа, — бесполезно искать консерваторских, фундаменталистских решений, уповать на восстановление нравов и устаревших форм, которые даже в культурном смысле утратили свою значимость».

Христианское учение, сказал далее Святейший Отец, не является «системой, неспособной порождать вопросы, сомнения, но оно живое, оно может беспокоить и оживлять. Его лик не строг, а тело движется и развивается». Реформа Церкви не может исчерпываться очередным планом структурных изменений: она укореняется в Самом Иисусе Христе.

Второе искушение на пути обновления Церкви заключается в «гностицизме», уповающем на рациональность, но «пренебрегающем плотью братьев». Папа привел в пример дона Камилло – персонажа итальянского писателя Гуарески. В свое простоте он сочетал молитву с близостью к народу:

«Близость к народу и молитва – это ключ к народному христианскому гуманизму, смиренному, щедрому и радостному. Если мы утратим эту связь с верным народом Божиим, то мы утратим человечность и ни к чему не придем».

Папа подчеркнул, что «народ и пастыри» призваны вместе решать, что нужно для нового гуманизма. Епископов, сказал Папа, «я прошу быть пастырями, и только пастырями: пусть это и будет ваша радость». Пастырь опирается на Народ Божий, отметил Папа и передал рассказ одного епископа, который, чтобы не упасть в метро на ходу переполненного поезда, опирался то на одного, то на другого пассажира. «Не только молитва помогает выстоять епископу, но и его народ».

«Не будьте проповедниками сложных доктрин, — продолжил Святейший Отец, — но будьте вестниками Христа, умершего и воскресшего за нас». Вслед за Иоанном Павлом II Папа Франциск подтверждает преимущественный выбор Церкви в пользу бедных и подчеркивает роль диалога:

«Диалог не означает переговоры. В переговорах стараются получить собственный ?кусок? от общего торта. Я имею в виду не это. Диалог значит поиск блага, общего для всех. Обсуждать вместе, думать о наилучших решениях для всех. Нередко встреча вовлечена в конфликт. В диалоге возникает конфликт: это логично и предсказуемо, и не нужно бояться его или игнорировать, но его следует принять. Не нужно бояться даже ?вместе злитсья?», — добавил Папа. Именно сопоставление мнений и критика помогает богословию не превратиться в идеологию. Обращаясь к молодежи, Папа призвал ее быть «строителями Италии», а затем заметил, что вызовы, стоящие сегодня перед Церковью, «иногда просто трудны для понимания». Но в любом случае Церковь призвана строить «не стены, а мосты, не границы, а площади и полевые госпитали».

«Мне нравится неспокойная итальянская Церковь, которая становится все ближе к отверженным, забытым и небезупречным. Я желаю видеть Церковь ликующую, с материнским лицом, которая понимает, сопровождает и ласкает. Мечтайте и вы о такой Церкви, верьте в нее и обновляйте ее в духе свободы».

Папа пригласил все епархии Италии соборно и углубленно изучить Evangelii gaudium и в завершение отметил, что итальянское христианство – это наследие не отдельных людей или элиты, но наследие «общины, всего народа этой необыкновенной страны».

 
Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна