Папа Франциск встретился с участниками симпозиума лиц посвященной Богу жизни
4 мая Папа Франциск встретился с участниками международного симпозиума, организованного Конгрегацией институтов посвященной жизни в Ватикане. В своей речи Святейший Отец выделил ключевую мысль: необходимы «подлинные критерии для распознавания того, что происходит». Сегодня – отметил Папа – «происходит много всего, и чтобы не потеряться в этом мире, в мирском тумане, в провокациях, в духе войны и многих других вещах, следует руководствоваться подлинными критериями».
Святой Дух действует как «стихийное бедствие», добавил Папа: Он никогда не устает быть креативным, что проявляется в возникновении новых форм посвященной Богу жизни, новых харизматических дарований. Интересно, что Святой Дух, Творец разнообразия, в то же время является Творцом единства. Какие же черты богопосвященной жизни следует укреплять, чтобы следовать Святому Духу? Это молитва, бедность и терпение. Молитва заключается в том, чтобы «всегда возвращаться к первоначальному зову», пояснил Папа, «возвращаться к Тому, Кто призвал». Молитва побуждает действовать только для Господа, а не ради собственных интересов или ради той организации, в которой мы находимся. В богопосвященной жизни неизбежно возникают разнообразные проблемы, но если мы постоянно возвращаемся к первой встрече с Господом в молитве, то мы «позволяем своему призванию дышать и обновляться».
Вторая черта – бедность. Папа уделил особое внимание этому аспекту посвященной Богу жизни, поскольку он убежден: «Если нет бедности, богопосвященная жизнь не приносит плодов». Бедность защищает от мирского духа, ведь дьявол, как известно, проникает через кошелек. «Маленькие искушения против бедности наносят рану всему телу богопосвященной жизни». Папа отметил, что мирской дух существует и в монашестве, и к нему ведут три ступеньки: деньги, тщеславие и гордыня. Первая ступенька – это привязанность к богатству, и если мы бдим над этим искушением, то мы не перейдем на следующие две ступеньки. Папа уточнил, что богатство не означает лишь деньги, и призвал «заглянуть в ящики своей души, личности, своей конгрегации».
Третья черта, важная для богопосвященной жизни, — это терпение, подобное терпению Иисуса, с которым Он шел до конца Своей жизни. Как Иисус, мы должны «войти в терпение», которое начинается с малых, незначительных вещей: с терпимости, улыбки в момент, когда хочется выругаться, — и может дойти до пожертвования жизнью. Папа подчеркнул, что из-за недостатка терпения происходят целые войны внутри монашеских общин, растет карьеризм. «Если бы вы знали, сколько проблем, внутренних войн и ссор доходят до сведения монсеньора Карбальо!» (секретаря Конгергации институтов посвященной жизни), — отметил Папа.
С терпением нужно относиться и к отсутствию призваний к монашеской жизни. Папа упомянул о двух мужских орденах, которые при нехватке призваний сами произвели над собой «духовную эвтаназию», закрыв новициаты. Если община без призваний начинает продавать имущество, думая о будущем, — это тревожный звонок. Папа призвал монашествущих испытать также свое сердце: что в нем происходит, не происходит ли в нем та же «духовная эвтаназия», то есть сердце закрыто и лишь выживает в усталости? Святейший Отец призвал созерцать библейский пример Авраама и Сары, которых Бог призвал к терпению и которым даровал потомство, когда на это не было никаких шансов: точно так же, с надеждой и терпением, нужно относиться к сокращению призваний.