Папа Франциск посвятил свое поучение на Общей аудиенции молитве «Отче наш»
Катехизическое наставление Папы Франциска на общей аудиенции 14 марта было посвящено молитве «Отче наш». Эта молитва открывает нас к общению с Богом и с братьями; произнося ее, мы просим о хлебе насущном, о мире и об умении прощать.
«Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им»: именно благодаря этому жесту ученики из Эммауса узнают Иисуса. Об этом рассказывает Евангелие от Луки, от которого Папа отталкивался в очередном наставлении о Евхаристии. «Отче наш», — сказал Папа, — это не одна из множества христианских молитв, но «молитва сынов Божиих, великая молитва»: «Когда мы молимся «Отче наш», мы молимся так же, как молился Иисус. Эту молитву Иисус создал и научил нас молиться ею, когда ученики сказали Ему: «Научи нас, Учитель, молиться так, как Ты молишься». Иисус молился именно так. Как это прекрасно – молиться, как Иисус».
Мы называем Бога Отцом, потому что водой и Духом Святым мы возродились как Его дети.
«Как часто люди произносят «Отче наш», не зная, о чем они говорят. Да, Он Отец, но чувствуешь ли ты, называя Его Отцом, что Он — твой Отец, Отец человечества, Отец Иисуса Христа? Общаешься ли ты с этим Отцом?»
Когда мы молимся «Отче наш», продолжил Папа Франциск, мы соединяемся с любящим нас Отцом, и «это соединение даровано нам Святым Духом», благодаря Которому мы чувствуем себя Божиими детьми.
Молитва «Отче наш» — это единственная молитва, которая может подготовить нас к приобщению Таинству Евхаристии. Эту молитву мы произносим утром и вечером, во время Литургии часов, — «она придает христианскую форму нашим дням». В этой молитве мы просим о повседневном хлебе, просим о прощении долгов и обязуемся прощать обидевших нас, открываясь для любви к братьям.
«Прощать тех, кто нас обидел, непросто. Это благодать, о которой следует просить: Господи, научи меня прощать так, как Ты простил меня». Своими силами прощать невозможно: это благодать Святого Духа, подчеркнул Папа Франциск.
В молитве «Отче наш» мы также молим Бога о том, чтобы Он избавил нас от зла и даровал мир. Знак мира, которым мы затем обмениваемся, — пояснил Папа, — существует с древних времен, и он совершается перед Причастием и в перспективе Причастия: нельзя быть в общении с Отцом, не приобщившись к ближнему.
Во время Святой Мессы за знаком мира следует преломление хлеба, подготовка к евхаристической трапезе. Этот хлеб, преломленный за жизнь мира, и есть Иисус Христос, Агнец Божий.