Папа Франциск завершил 2013 год богослужением в честь Девы Марии и поклонением Младенцу Иисусу
Вечером 31 декабря, последнего дня ушедшего, 2013 года, Папа Франциск отслужил в соборе Св. Петра Вечерню торжества Пресвятой Богородицы с поклонением Святым Дарам и пением гимна Te Deum в качестве благодарения Богу за прожитое время в преддверии его нового рубежа.
В своей проповеди Святой Отец отметил, что последние часы каждого очередного уходящего года напоминают нам, что мы уже живем в «последние времена», завершением которых и окончательным переходом станет второе и окончательное пришествие Иисуса Христа.
По этому случаю Папа призвал всех присутствующих совершить испытание совести:
«В то время, как подходит к концу 2013 год, давайте соберем, как в корзину, все те дни, недели, месяцы, которые мы прожили, чтобы предложить все это Господу. И спросим себя: как мы прожили подаренное Им время? Мы использовали его прежде всего для нас самих, в наших интересах, или сумели тратить его также на других? Сколько времени мы уделяли, чтобы быть с Богом в молитве, в молчании, в адорации?…
В этот вечер мы завершаем Год Господень 2013-й, вознося благодарение и прося прощения. Возблагодарим за все благодеяния, которыми наделил нас Бог, и прежде всего за Его терпение и верность, которые проявляются в следовании времен, но уникальным образом – в полноте времени, когда “Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены” (Гал 4,4). Матерь Божия, во имя Которой мы начнем завтра новый отрезок нашего земного паломничества, да научит нас принимать Бога, ставшего человеком, дабы каждый год, каждый месяц, каждый день был полон Его вечной Любви. Да будет так».
Особым образом понтифик обратился к верным своей (Римской) архиепархии и призвал их к личной ответственности за Святой Город.
«Рим – это город уникальной красоты, — сказал он. — Его духовное и культурное наследие является непревзойденным. Но, к сожалению, даже в Риме есть множество людей, живущих в материальной и нравственной нищете, – бедные, несчастные, страдающие люди, взывающие к совести каждого гражданина. Вероятно, в Риме мы сильнее ощущаем этот контраст между величественным пространством, наполненной художественной красотой, и социальными лишениями тех, кому приходится труднее всего.
Рим – это город, полный туристов, но также полный беженцев. Рим полон работающими людьми, но также теми, кто не находит работы, или занимается малооплачиваемым трудом, порой несовместимым с достоинством человека; и все они имеют право на то, чтобы к ним относились с равным радушием, поскольку каждый из них является носителем человеческого достоинства.
Сегодня последний день года. Что мы сделаем, как мы будем действовать в следующем году, чтобы сделать немного лучше наш город? Рим в новом году будет еще прекраснее, если станет еще человечнее, гостеприимнее, радушнее; если все мы будем внимательными и щедрыми к испытывающим трудности; если сумеем сотрудничать в конструктивном и солидарном духе, на благо всех. Рим в новом году станет лучше, если в нем не будет “сторонних наблюдателей”, которые смотрят на его жизнь лишь “с балкона”, не вмешиваясь во множество человеческих проблем, – проблем мужчин и женщин, которые…, хотим мы этого или нет, являются нашими сестрами и братьями. В связи с этим Церковь Рима чувствует себя обязанной внести собственный вклад в жизнь и будущее Града: оживить его закваской Евангелия, дабы он стал знамением и орудием Божьего милосердия».
По окончании богослужения Папа Франциск по примеру своих предшественников отправился в автомобиле на площадь Св. Петра, где молился перед установленными рядом с елкой рождественскими яслями.
Монументальная праздничная композиция, установленная на главной ватиканской площади, называется «Франциск 1223 – Франциск 2013» и напоминает о св.Франциске Ассизском, который, первым в истории Церкви, стал использовать макет яслей на праздник Рождества Христова.
Установленные в этом году на площади Св. Петра Вифлеемские ясли были оформлены в неаполитанском стиле. Макет украшают фигуры шестнадцати пастухов, высотой до 2 метров, одетых в соответствии с неаполитанской традицией XVIII века. Кроме того, композиция дополнена фигурами бедняка, пожилой женщины и цыганки, возносящей покаянные молитвы перед Младенцем Иисусом.