Папа Франциск призвал сотрудников Римской Курии сделать испытание совести

Римская Курия является телом, которое состоит из различных ведомств, трибуналов и комиссий. Они имеют различные задачи, но призваны к общему служению. Как и всякой плоти, ей присущи болезни и недомогания, которые следует исцелять. На это обратил внимание во время предрождественской встречи с Римской Курией, состоявшейся в понедельник, 22 декабря, в Апостольском дворце в Ватикане.

Передав своим ближайшим сотрудникам и их помощникам, а также тем, кто работает в папских представительствах по всему миру, рождественские поздравления, упомянув также тех, которые закончили свое служение в силу возраста, перевода в другие места или отойдя в жизнь вечную, Святейший Отец от имени присутствующих выразил благодарность Господу за прошедший год, за все благодеяния, которые Он совершил через служение Апостольской Столицы, прося прощения также за допущенные ошибки. «В контексте этой просьбы о прощении, хочу, чтобы сегодняшняя наша встреча, — добавил он, — и мысли, которыми я поделюсь с вами, стали для всех нас побуждением и помощью для настоящего испытания совести, чтобы приготовить наши сердца к Рождеству».

Преемник святого Петра предложил взглянуть на деятельность Курии в контексте Церкви, как мистического Тела Христова. Римская Курия также является «телом», которое пытается быть живым, здоровым, гармоничным, более соединенным в себе и со Христом. А каждое тело требует пищи и лечения.
«На самом деле, Курия, как и Церковь, не может жить без животворных, личных, аутентичных и прочных взаимоотношений со Христом. Сотрудник Курии, который не питается ежедневно этой пищей, превращается в бюрократа», — отметил Папа, сравнив такого с сухой веткой, которую отсекают и выбрасывают. Кроме того, «живые отношения с Богом питают и скрепляют общность с другими».
«Курия, — продолжал Святейший Отец, — призвана становиться лучше, всегда улучшаться и расти в общности, святости и мудрости, чтобы полностью осуществлять свою миссию. Она, также как и любое тело, как каждое человеческое тело, подвержена болезням и немощам. И сегодня хочу назвать некоторые из этих возможных «недугов» Курии. По словам Папы, речь идет о «привычных» вещах, которые, однако, ослабляют служение Господу.

Первой болезнью Епископ Рима назвал «чувство безошибочности, неприкосновенности и незаменимости», что ведет к потере ощущения необходимости контроля. Она вытекает из чувства превосходства над другими, вместо того, чтобы служить иным. Лекарство против «этой заразы» — дар чувствовать себя грешниками и простыми слугами.
Следующей является «болезнь чрезмерной активности». Имеются в виду те, кто с головой погружается в работу, как евангельская Марфа, забывая «лучшую долю» находиться у ног Иисуса. Чтобы этого избежать, Иисус отправлял учеников на отдых, ведь лишение себя необходимого отдыха «ведет к стрессу и чрезмерному напряжению».
Далее Папа указал на болезнь «умственного и душевного окаменения», присущую тем, которые теряют внутренний покой, живость и отвагу, и, прячась за бумагами, «превращаются в роботов, а не в Божьих людей». Потеря человеческой чувствительности, необходимой для того, чтобы плакать с теми, кто плачет, и радоваться с теми, кто радуется, представляет собой серьезную угрозу для духовного здоровья.

Существует также болезнь «чрезмерного планирования и функционализма». По словам Преемника святого Петра, когда апостол всё подробно планирует, то становится бухгалтером и коммерсантом. Приготовление необходимо, но не следует поддаваться искушению «обуздать Святого Духа».
Зато, когда члены теряют общение между собой, то тело становится оркестром, которое издает шум, а не музыку. Это признак болезни «плохой взаимной координации».
Папа также указал на существование «синдрома духовного Альцгеймера», то есть забвение истории спасения, собственной личной встречи с Богом. Тогда человек легко поддается зависимости от страстей, капризов и маний, становится рабом собственноручно созданных идолов. А когда главной целью жизни становятся «внешний вид, цвет рясы, награды и отличия», то это «болезнь соперничества и тщеславия».

«Экзистенциальная шизофрения» — это, по словам Папы, болезнь людей, «живущих двойной жизнью», что является плодом лицемерия, постепенной духовной пустоты, которую «не могут заполнить ни дипломы, ни титулы». Она часто поражает тех, которые «оставляют пастырскую работу, ограничиваясь бюрократическими задачами, теряя контакт с действительностью».
Тяжелой болезнью Папа назвал «болезнь пустословия, нарекания и сплетен», которая превращает человека в «сеятеля плевел».
А тем, которые бегают по настоятелям, надеясь получить их привязанность, грозит «болезнь обожания начальника». Такие люди становятся жертвами карьеризма и оппортунизма, думая о том, что могут получить, а не должны дать. Но и настоятели могут подвергаться соблазну заигрывать с некоторыми подчиненными, чтобы заполучить от них исполнительность, лояльность и зависимость.

Существуют также такие угрозы, как «болезнь равнодушия по отношению к другим»; «болезнь похоронного лица», присущая людям, которые считают, что для того, чтобы выглядеть серьезными, следует иметь суровое выражение лица и относиться к другим со строгостью; «болезнь накопления», которая проявляется тогда, когда «апостол пытается заполнить экзистенциальную пустоту своего сердца накоплением материальных вещей». «Болезнь узких кругов» проявляется тогда, когда «принадлежность к какой-то группе становится важнее, чем общность со всем телом, даже Телом самого Христа».
Последней Святейший Отец назвал «болезнь светской прибыли», когда апостол превращает свое служение и полномочия в товар, который продает для того, чтобы получить мирские прибыли или еще больше власти.

Папа отметил, что вышеупомянутые опасности угрожают каждому христианину или сообществу, и только Святой Дух животворящий может исцелить каждую болезнь. Но излечение требует осознания болезни и личного и общинного решения лечиться. «Однажды, — подытожил Святейший Отец, — я прочитал, что священники подобны самолетам: о них много говорят, только когда они падают, в то время как существует много других, которые летают. Многие их критикуют, но мало кто молится за них». Однако, падение одного «может причинить много зла всему телу Церкви». Папа призвал молиться Богородице о заживлении ран, а также о том, чтобы Она научила нас по-настоящему любить Христа.

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна