Папа предостерегает от легкого аннулирования христианского брака

Христианский необходимо считать действительным, пока со всей очевидностью не доказано обратное. Такое заявление сделал Папа , обращаясь к членам Трибунала Римской роты со своим ежегодным посланием.

Известно, что достаточно много католиков имеют неурегулированные брачные отношения. «Истина не может вступать в противоречие с милосердием», — сказал Папа, — обращаясь к членам высшего церковного суда, который, главным образом, разбирает дела о возможности признать брак недействительным. Он призвал их «не поддаваться искушениям ложного милосердия». По убеждению понтифика, такой подход не будет служить истинному благу супругов.

«Некоторые думают, — продолжил Папа, — что пастырское милосердие могло бы оправдать любой шаг по объявлению недействительным брачного союза людей, находящихся в неурегулированной брачной ситуации, чтобы тем самым выйти навстречу их нуждам». Однако это превращает истину христианского брака в «нечто инструментальное, чем можно было бы манипулировать в зависимости от сиюминутных потребностей».

«Проблему создает уже тот факт, что сама сущность брака затенена», — сказал Бенедикт XVI, поясняя, что «рассмотрение супружеского союза в его экзистенциальной, персоналистической и диалоговой плоскостях не может вступать в противоречие с атрибутом нерасторжимости, который является определяющей чертой христианского брака». «Иначе, — отметил Папа, — возникает риск без всякого объективного на то основания считать любую трудность в браке признаком нереализованности супружеского союза и поводом для его аннулирования, что фактически упраздняет ядро правосудия – нерасторжимость этого союза». В этой связи Святой Отец призвал судей проявлять «исполненную достоинства силу духа», чтобы устоять в ситуациях, «когда принятие неправосудного решения выглядит самым простым способом удовлетворить ожиданиям сторон и приспособиться к ныне царящим в обществе нравам».

Римский Папа пояснил судьям и служащим трибунала, что «существенное ядро» их работы – это отправление правосудия. Следует вновь открыть ценность правосудия, в том числе и внутри Церкви. «Каноническое право у нас недостаточно оценено, — заявил понтифик, — в нем хотят видеть лишь технический инструмент, предназначенный для обслуживания субъективных интересов, даже если они не основаны на истине». «Однако же Каноническое право необходимо рассматривать в его существенном отношении к правосудию, , — продолжал он, — сознавая, что юридическая деятельность в Церкви в конечном счете имеет целью спасение душ».

Правосудие, пекущееся об истине, не может вступать в противоречие с милосердием, — отметил Святой Отец. – Скорее, это милосердие, не считающееся с правосудием, есть лишь фиктивное милосердие, поскольку само же милосердие нуждается в объективном базисе правосудия, которое, однако, не следует путать с бесчеловечным равнодушием».

«Тот, кто любит ближних, будет справедлив по отношению к ним. Правосудие не только не чуждо милосердию, и не представляет собой некий альтернативный или “параллельный” образ действий наряду с милосердием. Правосудие неотделимо от милосердия, внутренне присуще ему.

Там, где пренебрегают истиной, милосердие оборачивается сентиментализмом. И любовь становится пустой оболочкой, которую можно наполнять чем угодно. Это – фатальный риск любви, свойственный культуре, пренебрегающей истиной. Тут легко стать жертвой эмоций и случайных человеческих мнений, жертвой злоупотребления словами и их искажения, вплоть до полного перевертывания их значений».

Но, с другой стороны, отметил Бенедикт XVI, «способ видения и мера, присущие милосердию, помогут нам не забывать о том, что мы имеем дело с реальными людьми, с их проблемами и страданиями».

По утверждению Папы, «важно активно включаться в работу всякий раз, когда появляется надежда на успех, чтобы побудить супругов подтвердить действительность своего брака и восстановить супружеское сожительство».

«Необходимо всячески избегать псевдопастырских подходов, склонных рассматривать проблемы исключительно в горизонтальной плоскости, в которой за лучшее считается удовлетворить всем субъективным пожеланиям и как можно скорее довести неудавшийся брак до аннулирования, чтобы, как заявляют, устранить этим препятствия к принятию таинств Покаяния и Евхаристии, — сказал далее Папа. – Напротив, высокое благо повторного принятия в Евхаристическое общение после святой исповеди должно служить не фиктивному, а подлинному благу людей, которое принимает во внимание и истину их канонической ситуации. Напротив, было бы фиктивным благом и серьезным преступлением против правосудия и любви, упрощать путь к Таинствам людям, позволяя им притом жить в объективном противоречии с истиной их личной канонической ситуации».

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна