Освящение часовни во имя Блаженного Иоанна Павла II в Епархиальном центре им. епископа-исповедника Александра Хиры
В четверг, 7 июня с.г., Владыка Иосиф Верт освятил часовню в здании Епархиального центра им. епископа-исповедника Александра Хиры. Это событие стало очередным шагом в возрождении структур и материальной базы Католической Церкви в России после 70 лет государственного атеизма. Символический смысл имело то обстоятельство, что использованная в ходе Мессы литургическая чаша была подарена за месяц до Октябрьского переворота одному немецкому только что рукоположенному пресвитеру, а уже затем стала даром его потомков поднимающейся из пепла сибирской Церкви. Знаменательно и то, что часовня стала первым на территории Российской Федерации храмом, освященным во имя Блаженного Иоанна Павла II – этого Папы-славянина, столь много сделавшего для России и столь много молившегося за нее. Частица мощей Блаженного, доставленная 3 недели назад из Кракова, была помещена в алтарь часовни.
Согласно установленному обряду, Владыка Иосиф окропил алтарь освященной водой и помазал его св. миром, а завершилась церемония, уже после окончания отслуженной на новом алтаре Мессы, помещением Св. Даров в Дарохранительницу, где они теперь будут находиться постоянно.
Владыке сослужили администратор Кафедрального собора о. Дариуш Зайонц и ректор Новосибирской предсеминарии о. Томас Гарсия, SJ. Кроме сотрудников Курии и прихожан, на Мессе также присутствовали маленькие воспитанники действующего при Кафедральном соборе «Центра детского развития».
В своей проповеди епископ Иосиф Верт подробно остановился на значении переживаемого события. Комментируя текст первого чтения из Книги Бытия (Быт 28, 10-19), в котором патриарх Иаков возлил елей на камень, поставленный на месте явления ему Бога (в «Доме Божием»), Владыка говорил о различных камнях, которыми отмечен путь возрождения нашей епархии.
«Я вспоминаю 1993 г., — сказал, в частности, он, — когда привезли камень с гробницы Св. Петра из Рима. И этот камень был положен в основание строящегося тогда Кафедрального собора. Я вспоминаю и 2010 г., когда привезенный мной из Святой Земли с Горы Преображения камень был положен в основание здания строящегося Епархиального центра в ходе церемонии “Заложения краеугольного камня”. Но в духовном смысле фундамент Церкви – это апостолы, исповедники, мученики. Не только мученики первых 300 лет христианства, но и мученики и исповедники XX века в нашей стране. На фундаменте этих мучеников и исповедников мы и строим сегодня. Мы вспоминаем епископа Александра Хира, в честь которого назван этот Епархиальный центр.
Еще одним человеком XX века был Папа Иоанн Павел II. Мы видим перед глазами его икону. Но здесь – не только его икона. Его реликвии вложены в алтарь, который через несколько минут будет освящен. В 1992 г. я имел счастье, будучи в гостях у Иоанна Павла II, почти час беседовать с ним о Церкви в Советском Союзе. Особенно подробно Папа расспрашивал о своем соотечественнике о. Владиславе Буковинском. Этот священник меня крестил, миропомазал, а потом часто исповедовал. Я часто бывал на св. Мессах, которые он служил в Караганде. В 1969 г. о. Буковинскому посчастливилось побывать на исторической родине, в Польше. Там он имел беседу с Краковским кардиналом Каролем Войтылой. Так будущий Папа Иоанн Павел II впервые услышал живое свидетельство о положении католиков в Советском Союзе.
А в 1980 г., когда о. Буковинский уже отошел к Господу, я, учащийся Духовной семинарии в Каунасе, приехал в Караганду на каникулы. Епископ Александр Хира отмечал тогда 60-летний юбилей своего священства. И он показал мне поздравительную телеграмму от Папы Иоанна Павла II. Как же рад был о. Александр такому знаку внимания! Он вообще очень тепло, и даже с восторгом, отзывался об этом Папе, вышедшем из социалистического лагеря.
Как видим, эти личности, сыгравшие такую выдающуюся роль в жизни нашей поместной Церкви в XX и начале XXI века, были каким-то образом знакомы между собой, а я, и некоторые из вас, встречались с кем-то из них. Они и есть наш фундамент».
А перед заключительным благословением Владыка Иосиф рассказал о внутреннем убранстве часовни.
«Ближе ко входу, — отметил он, — мы видим небольшую резную фигуру Божией Матери, помещенную на иконе. Это – тоже часть нашей истории. Она взята с одного старого католического кладбища в Новосибирской области, а сделал ее один простой прихожанин, сельский мастер, вероятно, около ста лет тому назад. Эта фигура символизирует нашу связь с Церковью времен преследований. Дальше, у дарохранительницы – изображение учеников Эммауса, они указывают на Евхаристию. А на противоположной стене – грандиозное и необычное изображение Крестного пути с воспроизведением обстановки старого, времен Иисуса Христа, Иерусалима.
В часовне – деревянный алтарь с резным орнаментом чаши и виноградной лозы. Резные работы выполнены одним заключенным, которому предстоит еще много лет провести в исправительном учреждении строгого режима. Эта работа стала для него процессом очищения от всего темного, что было прежде в его жизни. И я прошу вас молиться за этого человека».
В. Дегтярев
См. также фотогалерею