Опубликовано новое motu proprio Бенедикта XVI

Codex Iuris Canonici
Сегодня было опубликовано motu proprio Бенедикта XVI Omnium in mentem, датированное 26 октября сего года. Оно содержит два изменения, вносимые в Кодекс канонического права, ставшие результатом длительного изучения со стороны ведомств Римской Курии и национальных епископских конференций.

Опубликованный сегодня документ содержит пять статей, изменяющих каноны 1008, 1009, 1086, 1117 и 1124. В соответствии с разъяснительной нотой архиепископа Франческо Коккопалмерио, президента Папского совета по интерпретации законодательных текстов, эти изменения «затрагивают два разных вопроса: адаптацию текста канонов, определяющих служебные функции диаконов, к соответствующим текстам Катехизиса Католической Церкви (п. 1581), и устранение второстепенной клаузулы в трех канонах, относящихся к браку, ввиду того, что практика показала их нецелесообразность».

Каноны ККП 1983 до изменения

Каноны ККП 1983 с изменениями

Кан. 1008 – По Божественному установлению посредством таинства священства некоторые из верных Христу становятся священнослужителями в силу той неизгладимой печати, которой они знаменуются. Это значит, что соответственно сану каждого из них они посвящаются и предназначаются для того, чтобы пасти Народ Божий, исполняя от лица Христа-Главы учительское, святительское и правительное служения. Кан. 1008 – По Божественному установлению посредством таинства священства некоторые из верных Христу становятся священнослужителями в силу той неизгладимой печати, которой они знаменуются. Это значит, что соответственно сану каждого из них они посвящаются и предназначаются для того, чтобы служить Народу Божьему в новом и особом звании.
Кан. 1009 – § 1. Степени священного сана таковы: епископат, пресвитерат, диаконат.

§ 2. Они преподаются возложением рук и посвятительной молитвой, особо предписываемой для каждой степени литургическими книгами.

Кан. 1009 – § 1. Степени священного сана таковы: епископат, пресвитерат, диаконат.

§ 2. Они преподаются возложением рук и посвятительной молитвой, особо предписываемой для каждой степени литургическими книгами.

§ 3. Те, кто посвящается в епископский или пресвитерский сан, получают миссию и полномочия действовать от лица Христа-Главы; диаконы же получают полномочия служения Народу Божьему в диаконии литургии, слова и милосердия.

Кан. 1086 – § 1. Брак между двумя лицами, одно из которых было крещено в Католической Церкви или принято в её лоно и не отреклось от неё формальным актом, а другое крещено не было, является недействительным.

Кан. 1086 – § 1. Брак между двумя лицами, одно из которых было крещено в Католической Церкви или принято в её лоно, а другое крещено не было, является недействительным.

Кан. 1117 – Установленная выше форма должна соблюдаться, если хотя бы одна из сторон, заключающих брак, была крещена в Католической Церкви или принята в её лоно и не отреклась от неё формальным актом; при этом остаются в силе предписания кан. 1127, § 2.

Кан. 1117 – Установленная выше форма должна соблюдаться, если хотя бы одна из сторон, заключающих брак, была крещена в Католической Церкви или принята в её лоно; при этом остаются в силе предписания кан. 1127, § 2.

Кан. 1124 – Брак между двумя крещёными лицами, одно из которых крестилось в Католической Церкви или было принято в её лоно после крещения и не отреклось от неё формальным актом, а другое принадлежит Церкви или церковной общине, не состоящей в полном общении с Католической Церковью, без наличия прямого разрешения правомочной власти запрещается.

Кан. 1124 – Брак между двумя крещёными лицами, одно из которых крестилось в Католической Церкви или было принято в её лоно после крещения, а другое принадлежит Церкви или церковной общине, не состоящей в полном общении с Католической Церковью, без наличия прямого разрешения правомочной власти запрещается.

В результате изменения канон 1008 ограничивается теперь утверждением, что «принимающие таинство священства предназначаются к служению Народу Божьему в новом и особом звании», а канон 1009 «расширен дополнительным, третьим параграфом, в котором определяется, что служители в сане епископа или священника получают миссию и власть действовать от лица Христа-Главы, тогда как диаконы получают право служить Народу Божьему в диаконии Литургии, Слова и милосердия».

Далее в ноте архиепископа Коккопалмерио разъясняется, что остальные изменения, предписываемые посредством Motu proprio касаются удаления клаузулы “actus formalis defectionis de Ecclesia Catholica” (отречения от Католической Церкви формальным актом), содержащейся в канонах 1086 §1, 1117 и 1124. Эта клаузула, «после длительного изучения была признана излишней и нецелесообразной».

С момента, когда в 1983 году вступил в силу нынешний Кодекс канонического права, вплоть до вступления в силу этого Motu proprio, католики, отрекшиеся от Католической Церкви формальным актом, не были обязаны следовать канонической форме бракосочетания для действительности брака (кан. 1117), и не были связаны препятствием, касающимся заключения брака с некрещеными (кан. 1086 §1); на них также не распространялся запрет на брак с христианами-некатоликами. Вышеупомянутая клаузула, содержавшаяся в этих трех канонах, представляла собой исключение из другой, более общей, нормы церковного законодательства, в соответствии с которым все, крещенные в Католической Церкви или принятые в нее, обязаны соблюдать церковные законы (канон 11).

«С вступлением в силу нового Motu proprio канон 11 Кодекса канонического права вновь обретает свою полную силу и действует также и в отношении этих модифицированных канонов, даже в случаях, когда имеет место формальное отречение. Поэтому для урегулирования любых союзов, которые могли бы быть заключены в несоответствии этим нормам, необходимо будет, если это возможно, прибегать к обычным способам, предусматриваемым каноническим правом в таких случаях: диспенсация от препятствия, санация и т.д.», — пишется в разъяснительной ноте.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна