Обнародовано Апостольское увещание о святости в современном мире
Обнародовано Апостольское увещание (адхортация) Папы Франциска «Радуйтесь и веселитесь» о призвании к святости в современном мире. «Господь хочет, чтобы мы были святыми, — пишет Папа в предисловии к посланию. — Он ждет от нас не того, что мы будем довольствоваться посредственным, разбавленным, бессодержательным существованием».
В первой главе – «Призыв к святости» — Папа отмечает, что святые, которые уже пребывают пред лицом Божиим, сохраняют с нами связь любви и единства. Но не следует думать только о тех, кто был причислен к лику блаженных или святых: «Бог пожелал войти в народную динамику». «Как прекрасно видеть святость в терпеливом Народе Божьем; в постоянстве повседневной жизни: это ʺсвятость по соседствуʺ, ʺсредний классʺ святости». Не стоит отчаиваться, подчеркивает Епископ Рима, когда мы созерцаем примеры святости, которая кажется нам недостижимой.
Папа обращается к разным категориям Народа Божия: «Ты посвятил или посвятила себя Богу? Будь святым, живя с радостной самоотдачей. Ты женат, ты замужем? Будь святым, любя своего супруга, свою супругу, заботясь, как Христос о Церкви. Ты работник? Будь же святым, честно и компетентно выполняя свой труд и служа братьям. Ты родитель, бабушка или дедушка? Будь святым, терпеливо уча детей следовать за Иисусом. У тебя есть власть? Будь же святым, борясь за общее благо и отказываясь от личных интересов. В Церкви, святой и состоящей из грешников, ты найдешь то, что нужно, чтобы возрастать к святости».
«Каждый святой – это миссия, — утверждает Папа, — это замысел Отца для того, чтобы размышлять над одним и аспектов Евангелия и воплощать его в определенный исторический момент». Святейший Отец перечисляет преграды для святости: «Нездорово любить молчание и избегать встречи с другим, желать отдыха и отвергать действие, стремиться к молитве и недооценивать служение. Это не означает презрения к моментам тишины, одиночества и молчания перед Богом».
Вторая глава озаглавлена «Два хитрых врага святости». Этими врагами Папа Франциск называет современный гностицизм и современное пелагианство. Первый сводит учение Иисуса к холодной и строгой логике, отвергая тайну. Однако «даже если чья-то жизнь была катастрофой, даже когда человек разрушен пороками и зависимостями, Бог присутствует в его жизни». Папа предостерегает от искушения «определенного чувства превосходства над другими верующими». Второй враг – пелагианство – проявляет себя в следующем: «Когда некоторые, обращаясь к слабым, говорят, что благодатью Бога всё возможно, по сути, они обычно передают идею о том, что всё можно сделать с помощью человеческой воли; Бог приглашает делать то, что ты можешь, и просить о том, чего не можешь».
Папа отмечает, что часто «противостоя импульсу Духа, церковная жизнь превращается в музейный экспонат, принадлежащий немногим. Возможно, это тонкая форма пелагианства», — замечает Святейший Отец.
В третьей главе, озаглавленной «В свете Учителя», Папа дает ответ на вопрос: «Что делать, чтобы стать хорошим христианином?» — комментируя каждую из Заповедей блаженства как движение «против течения», а затем напоминает о «великом правиле поведения», выраженном в словах Господа: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня…». Христианство измеряется нашими чувствами перед страждущим ближним. Папа предлагает задуматься, как мы воспринимаем человека, лежащего на улице холодной ночью: преградой на нашем пути, ленивым правонарушителем, угрызением для нашей совести, проблемой, которую должны решить политики или вообще мусором, загрязняющим общество. Быть христианином означает видеть в этом человеке то же самое достоинства, каким обладаем мы сами, и осознавать, что он так же возлюблен Богом, как и мы.
В четвертой главе Папа перечисляет некоторые черты святости в современном мире, среди которых терпение, кротость, радость и чувство юмора. Пятая глава посвящена духовному борению и распознаванию.