Наша духовная подготовка к беатификации Папы Иоанна Павла II Новенна на 9 ближайших воскресений литургического года

В связи с близящейся беатификацией Иоанна Павла II священник Казимир Юзьвик предлагает вариант новенны, которая может помочь нам подготовиться к этому великому событию.
Перед вами – ее первая часть (с 27 февраля по 26 марта с.г.)

Все мы уже знаем, что 1 мая 2011 года Папа будет причислен к лику блаженных и весьма радуемся этому событию. Мы с моими друзьями-священниками размышляли: как лучше приготовиться к этому великому событию? Приглашаем Вас, дорогие Братья и Сестры, пережить Новенну благодарения за служение Святейшего Отца (9 воскресений, как очередные этапы приближающегося торжества). Предлагаем на каждое воскресенье (с 27 февраля по 24 апреля) углубиться в один из текстов Папы Иоанна Павла II, размышлять о нем в течение всей наступившей недели, а также ежедневно читать одну тайну Розария в указанном ниже намерении.

План Новенны к Папы Иоанна Павла II

I). 27 февраля — 5 марта: чтобы люди на всей земле могли свободно исповедовать веру в Иисуса Христа, нашего Спасителя (4 тайна света: Преображение Господне).
II). 6-12 марта: чтобы все женщины обрели в Пресвятой Деве Марии величайшее достоинство и открыли свое место в общине Церкви (2 радостная тайна: Св. Мария посещает Св. Елизавету).
III). 13-19 марта: чтобы благодаря таинству Покаяния (исповеди) все христиане примирились с Богом и друг с другом (3 тайна света: проповедь Царствия Божия и призыв к покаянию).
IV). 20-26 марта: чтобы каждый зачатый ребенок мог родиться и был окружен любовью (1 скорбная тайна: молитва Иисуса в Гефсиманском саду).
* * *

Молитва о заступничестве Папы Иоанна Павла II:

Боже единый в Пресвятой Троице, мы благодарим Тебя за то, что Ты подарил Церкви Папу Иоанна Павла II, в котором воссияла Твоя отцовская доброта, слава Креста Христова и красота Духа Любви. Он, целиком доверившись Твоему милосердию и материнскому заступничеству Марии, явил нам живую икону Иисуса – Доброго Пастыря, указуя святость, как меру христианской жизни, как путь к достижению вечного единения с Тобою. Даруй нам по Его ходатайству, согласно Твоей воле, эту благодать…, о которой мы просим с надеждой на то, что Твой Раб Папа Иоанн Павел II вскоре будет причтен к лику Твоих святых. Аминь.
* * *

1 размышление на 27 февраля:
«Отворите двери Иисусу Христу!»

22 октября 1978 года во время торжественной церемонии по случаю начала своей миссии Верховного Пастыря Святейший Отец Иоанн Павел II произнес следующую речь:
1. «Ты — Христос, Сын Бога живого».
Эти слова были произнесены Симоном, Иониным сыном, в Кесарии Филипповой. Да, это он с глубоким, прочувствованным убеждением произнес их своим языком, но первоисточник этих слов был не в нем: «…потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Это были слова Веры. (…)
2. Нужно, чтобы сегодня, именно здесь, эти слова прозвучали и были выслушаны заново: «Ты — Христос, Сын Бога живого».
Именно так, Братья и Дети мои, прежде всего эти слова.
Их содержание открывает нашему взору таинство живого Бога, таинство, к которому Сын, знающий Его, приближает нас. Никто не приблизил живого Бога к людям и никто не открыл нам Его так, как сделал это Он сам. В нашем познании Бога, на нашем пути к Богу нас покоряет мощь этих слов. «Тот, кто видит меня, видит и Отца». Тот, кто Бесконечен, непознаваем, невыразим, сделался близок нам в облике Иисуса Христа, Единородного Сына, рожденного Девой Марией в вифлеемском хлеву.
— Все вы, обладающие неоценимым счастьем верить,
— все вы, еще ищущие Бога,
— и даже вы, терзаемые сомнением:
внемлите еще раз — сегодня и в этом священном месте — произнесенным Симоном Петром словам. В этих словах заключена вся Вера Церкви. В этих же словах заключается и новая, более того, последняя и окончательная истина о человеке как сыне живого Бога. «Ты — Христос, Сын Бога живого».
3. Сегодня новый Епископ Римский торжественно начинает свое служение в продолжение миссии Петра. Именно в этом Городе Петр исполнил и завершил завещанную ему Господом миссию.
Господь обратился к нему со словами:
«…когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил куда хотел, а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь».
Петр пришел в Рим! Что же привело его в этот Город, сердце Римской Империи, если не покорность внушенному Господом напутствию? Быть может, этот галилейский рыбак и не хотел приходить сюда. Быть может, он предпочел бы остаться со своей лодкой и сетями там, на берегах Генисаретского озера. Но, ведомый Господом, послушный Его велению, он прибыл сюда!
Согласно одной древней легенде (получившей прекрасное литературное оформление в одном из романов Генрика Сенкевича) во время нероновских преследований Петр собирался покинуть Рим. Но Господь вмешался, вышел ему навстречу. И на вопрос Петра: «Куда идешь Ты, Господи?» Господь ответил: «Я иду в Рим, на новое распятие». И тогда Петр вернулся в Рим и оставался там до своего распятия.
Да, Братья и Дети мои, Рим — это престол Петра. Веками замещают его на этом престоле все новые Епископы. Сегодня еще один Епископ всходит на римскую кафедру Петра, всходит с трепетом, ясно сознавая свою малость. И можно ли не трепетать перед величием этого призвания и грандиозностью всемирной миссии этого Римского Престола?!
Сегодня на Престол Петра в Риме поднимается Епископ, не являющийся по происхождению римлянином. Епископ этот — сын Польши. Но начиная с этого момента и он становится римлянином. Да, римлянином! О, неисповедимы замыслы Божественного Провидения!

4. Новый Преемник Петра на Римском Престоле произносит сегодня горячую, покорную, полную надежд молитву: «О Христос! Сделай так, чтобы я смог сделаться и быть служителем Твоей единственной власти! Служителем Твоей ласковой мощи! Служителем Твоей не знающей заката власти! Сделай так, чтобы я смог стать слугою! Более того, слугою Твоих слуг!»
5. Братья и сестры! Не страшитесь принять Иисуса и признать Его власть. Помогите Папе и всем желающим служить Христу и, через власть Христа, служить человеку и всему человечеству! Не бойтесь! Отворите, распахните двери Иисусу! Откройте перед его спасительной властью границы государств, экономические и политические системы, обширные сферы культуры, цивилизации, развития. Не бойтесь! Христос знает, «что находится внутри человека». Только Он знает это!

Сегодня очень часто человеку неведомо, что он несет в себе, в глубине своей души и своего сердца. Столь часто он бывает неуверен в отношении смысла своей жизни на этой земле. Его одолевают сомнения, переходящие в отчаяние. Разрешите, поэтому — прошу вас, умоляю с покорностью и надеждой, — разрешите Христу говорить с человеком. Только Он обладает словами жизни, да! жизни вечной.

2 размышление на 6 марта:
«Достоинство женщины»

Когда мы листаем страницы Евангелия, множество женщин разных возрастов, пребывающих в разном состоянии, проходят перед нашим взором. Мы видим женщин больных или страдающих физически, таких, как женщина, которая «восемнадцать лет имела духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк 13,11); или теща Симона, которая «лежала в горячке» (Мк 1,30); или как женщина, «страдавшая кровотечением» (ср. Мк 5,25-34), которая не могла ни до кого дотронуться, поскольку считалось, что ее прикосновение сделает человека «нечистым». Все они были исцелены, а последняя — страдавшая кровотечением, коснувшаяся одежды Иисуса «в народе» — заслужила Его похвалу за свою великую веру: «Вера твоя спасла тебя» (Мк 5,34). И наконец, здесь женщина — Хананеянка, которую Христос превозносит за ее веру, смирение и за то величие духа, на которое способно лишь материнское сердце: «О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф 15,28). Хананеянка просила Его об исцелении для своей дочери.
Иногда те женщины, которые встретились с Иисусом, и которым Он оказал многие милости, потом сопровождали Его, когда Он странствовал с апостолами по городам и селениям, возвещая Благую Весть о Царствии Божием; и они «служили им имением своим». Евангелие упоминает среди них Иоанну, жену домоправителя царя Ирода, Сусанну и «многих других» (ср. Лк 8,1-3).
Иногда женщины появляются в притчах, которыми Иисус из Назарета иллюстрирует для Своих слушателей истину о Царстве Божием. Это происходит в притче о потерянной драхме (ср. Лк 15,8-10), о закваске (ср. Мф 13,33), о мудрых и неразумных девах (ср. Мф 25,1-13). Особенно замечательна история о лепте вдовы: «богатые клали дары свои в сокровищницу … и бедная вдова положила туда две лепты». Иисус сказал: «Эта бедная вдова больше всех положила … она от скудости своей положила все пропитание свое» (ср. Лк 21,1-4). Таким образом Иисус предлагает ее всем как образец для подражания и защищает ее, ибо в социально-правовой системе того времени вдовы были лишены всякой защиты (ср. Лк 18,1-7).
Во всем учении Иисуса, равно как и во всем Его поведении, невозможно найти ничего такого, что отражало бы дискриминацию женщин, господствовавшую в те дни. Напротив, Его слова и дела всегда выражают уважение и почтение к женщине. Идя по Крестному Пути к Голгофе, Иисус скажет женщинам: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне» (Лк 23,28). Такие высказывания о женщинах и такое с ними общение и обращение были чем-то совершенно «новым» по сравнению с преобладавшими тогда обычаями.
Это становится еще более ясным, когда дело касается женщин, которых общее мнение презрительно клеймило как грешниц, блудниц и прелюбодеек. Такова женщина-самаритянка, которой Иисус говорит: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». И она, понимая, что Он знает все тайны ее жизни, признает в Нем Мессию и спешит рассказать об этом своим соседям. Диалог, предшествующий этому пониманию, представляет собой одно из прекраснейших мест Евангелия (ср. Ин 4,7-27).
Затем мы видим блудницу, которая, несмотря на осуждение ее общественным мнением, входит в дом фарисея, чтобы помазать миром ноги Иисуса. Он говорит возмущенному этим хозяину дома: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк 7,37-47).
Наконец, мы видим ситуацию, возможно, наиболее красноречивую: женщину, уличенную в прелюбодеянии, приводят к Иисусу. В ответ на провокационный вопрос: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» — Иисус говорит: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Сила истины, заключенной в этом ответе столь велика, что они «стали уходить один за другим, начиная со старших». Остались лишь Иисус и женщина. «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» «Никто, Господи». «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (ср. Ин 8,3-11).
Эти эпизоды создают очень ясную картину. Христос есть Тот, Кто «знает, что в человеке» (ср. Ин 2,25) — в мужчине и в женщине. Он знает достоинство человека, его ценность в очах Божиих. Он Сам, Христос, есть окончательное подтверждение этой ценности. Поэтому каждая женщина — это «единственное на земле творение, которое Бог пожелал создать ради него самого». Каждая из них от «начала» унаследовала, будучи женщиной, личностное достоинство. Иисус из Назарета подтверждает это достоинство, напоминает о нем, обновляет его и делает его частью Евангелия и Искупления, ради которого Он послан в мир.

(…) В настоящих размышлениях, приближающихся к завершению, мы стремились разглядеть в «даре Божьем» то, что Он, как Творец и Искупитель, вверил женщине — каждой женщине. На самом деле в Духе Христовом женщина может открыть все значение своей женственности и склониться к тому, чтобы осуществлять «искреннюю самоотдачу» себя другим, обретая, таким образом, саму себя.
В Год, посвященный Марии, Церковь желает возблагодарить Пресвятую Тро-ицу за «тайну женщины» и за каждую женщину — за то, что составляет вечную меру ее женского достоинства, за «великие дела Божии», которые на протяжении истории человечества совершились в ней и через нее. Кроме того, разве не в ней и не через нее совершилось величайшее событие в человеческой истории — воплощение Самого Бога?
Поэтому Церковь благодарит Бога за каждую женщину и за всех женщин: за матерей, за сестер и жен; за женщин, посвятивших себя Богу в девстве; за женщин, посвятивших себя множеству людей, нуждающихся в любви, даруемой другим человеком; за женщин, заботящихся о людях в семье, являющейся основополагающим знамением человеческой общины; за женщин, трудящихся на профессиональной ниве, на которых иногда лежит бремя огромной общественной ответственности; за «добродетельных» и за «слабых» женщин — за всех женщин, ибо они были задуманы Богом во всей красоте и богатстве их женственности; ибо они объяты Его вечной любовью; ибо они, вместе с мужчинами, странствуют по этой земле, временной «отчизне» всех людей, иногда становящейся «долиной слез»; ибо они, вместе с мужчинами, принимают общую ответственность за судьбу человечества, в том, что касается его повседневных нужд, и в том, что касается того окончательного предназначения рода человеческого, которое суть в Самом Боге, в лоне непостижимой Троицы.
(Отрывки обращения Папы Иоанна Павла II «Mulieris Dignitatem» (13.31)).

3 размышление на 13 марта:
«Любовь не мыслит зла»

1. „Вот, мы восходим в Иерусалим” (Мк 10, 33). Этими словами Господь Иисус призывает учеников пройти с Ним путь, который ведёт из Галилеи к тому месту, где должна исполниться Его спасительная миссия. Путь в Иерусалим, который Евангелисты представляют как увенчание земной жизни Иисуса, является моделью жизни христианина, подражающего Учителю на крестном пути. Также и сегодня Христос призывает мужчин и женщин к „восхождению в Иерусалим”. Призывает с особенной силой в Великом Посте, во времени подходящем для обращения и для нахождения полного единства с Ним, чтобы глубоко участвовать в тайне Его смерти и воскресения.
Великий Пост является для верующих благоприятной возможностью для совершения глубокого пересмотра своей жизни. В современном мире, рядом с великодушными свидетелями Евангелия, есть крещённые, которые перед лицом требовательного призыва пуститься в „восхождение в Иерусалим», принимают позицию скрытого протеста, а иногда и открытого бунта. Это ситуации, в которых опыт переживается поверхностным образом, так, что Божье Слово не влияет на жизнь. Само Таинство Покаяния принимается многими как ничего не значащее, а воскресное празднование Евхаристии только как обязанность, которую следует исполнить.
Как принять призыв к обращению, который Иисус адресует нам также во время и этого Великого Поста? Как произвести глубокую перемену жизни? Прежде всего, следует открыть сердце обращающемуся к нам содержанию литургии. Период, приготавливающий к Пасхе, является даром Провидения Иисуса Христа и драгоценной возможностью приближения к Нему, при помощи размышления над собой и внимания Его вдохновениям.

2. Есть христиане, думающие, что не следует предпринимать постоянных духовных усилий, потому что они не ощущают необходимости проверки себя истиной Евангелия. Такие слова, как: „Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас” (Лк 6,27), они стараются лишить значения и соделать их безвредными, чтобы они не мешали их образу жизни. Эти слова для некоторых трудны для восприятия и не отображаются в жизненной позиции. Однако, эти слова истины, которые, если они приняты серьёзно, обязывают к радикальному обращению. Обиженный, однако, и израненный человек, склонен идти за психологическими механизмами сочувствия себе самому и к возмещению, игнорируя призыв Иисуса к любви собственного врага. Все же человеческие события из обыденной жизни выразительно показывают, что прощение и примирение являются чем-то необходимым для вступления в настоящее обновление личное и общественное. Это относится как к межличностным отношениям, так и к отношениям между общинами и между народами.

3. Многочисленные трагические конфликты, терзающие человечество, появившиеся иногда даже по причине плохо понятых религиозных мотивов, создали сферу ненависти и насилия между людьми и народами. Иногда это происходит между группами и сторонниками внутри самого народа. К сожалению, иногда, с тяжёлым чувством бессилия, наблюдается обострение борьбы, которая, казалось бы, была окончательно завершена. Кажется, что некоторые народы погружены в процесс бесконечного насилия, сеющего бесконечные жертвы, без конкретной перспективы развязки. Но желания мира, возрастающее со всех сторон, кажутся безуспешными: обязательное усилие, стремящееся к ожидаемому согласию, не приносит ожидаемых плодов.
Христиане не могут оставаться равнодушными перед лицом настолько беспокойной ситуации. Поэтому, по тому же поводу, в недавно закончившемся Юбилейном Году, я просил Бога о прощении грехов для сынов Церкви. Мы осознаём, что вина христиан запятнала, к сожалению, ясность Его непорочного лика, но мы с надеждой можем заново начинать наш жизненный путь, уповая на милосердную любовь Бога, не помнящего зла, если Он видит сокрушение человека.
Любовь Бога находит своё наивысшее выражение именно тогда, когда человек, грешный и неблагодарный, снова принимается в полное единство с Ним. В этой перспективе „очищение памяти” — это, прежде всего, признание Божьего милосердия, которое Церковь в разных аспектах своей жизни и деятельности призвана провозглашать с обновлённой уверенностью.

4. Единственной дорогой мира является прощение. Принять прощение и одарить им — делает возможными качественно новые отношения между людьми, прерывает спираль ненависти и мести, срывая оковы зла, сковывающие сердца врагов. Для народов в поиске примирения и для тех, кто желает мирной жизни между людьми и народами, нет иного пути, как только этого: принятое и дарованное прощение. Какое же богатство спасительных поучений содержат слова Господа Иисуса: „Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми”(Мф 5, 44-45)! Проявление любви тому, кто обидел, разоружает противника и может преобразить поле сражения в конкретное сотрудничество.
Этот призыв обращён не только к конкретным людям, но также и к общинам, народам и всему человечеству. Особенным образом это касается семей. Это не легко: обратиться к прощению и примирению. Примирение уже может оказаться проблемой, если происходит по собственной вине человека. Но, если вина находится по стороне другого, примирение может показаться непонятным унижением. Для того, чтобы сделать шаг к примирению, обязателен путь внутреннего обращения; нужна отвага смиренного послушания заповеди Иисуса. Его слова не оставляют сомнения: не только тот, кто сеет враждебность, но также и тот, кто её испытывает, должен искать примирения (ср. Мф 5, 23-24). Христианин призван стремиться к миру даже тогда, кода чувствует себя жертвой того, кто его несправедливо обидел или оскорбил. Сам Господь Иисус так поступал. Он ожидает от ученика, чтобы тот Ему подражал, сотрудничая, таким образом, в спасении ближнего.
В наше время, примирение всё более кажется обязательным условием для настоящего общественного обновления и укрепления мира в Мире. Церковь, провозглашая прощение и любовь к врагам, осознаёт, что вносит в духовное наследие всего человечества новый способ отношений к другим; способ без сомнения трудный, но богатый надеждой. В этом усилии Церковь знает, что может считаться с помощью Господа, который никогда не бросает тех, кто в трудностях прибегает к Нему.

5. „Любовь не мыслит зла” (1 Кор 13, 5). В этой формулировке из первого Послания к Коринфянам, Апостол Павел напоминает, что прощение является одним из наиболее возвышенных жестов любви. Великопостный период является подходящим временем для лучшего углубления значения этой истины. Через Таинство Примирения милосердный Отец во Христе уделяет своё прощение, а это побуждает нас к жизни в любви, принимая другого человека не как врага, но как брата.
Хотелось бы, чтобы это время покаяния и примирения побудило верующих к действию в проявлении настоящей любви, открытой ко всем измерениям человека. Такая внутренняя позиция приведёт их к принятию плодов Духа (ср. Гал 5, 22) и к предложению с новым сердцем материальной помощи нуждающимся.
Сердце, примирённое с Богом и с ближним, является великодушным сердцем. В святых днях Великого Поста „collekta” имеет особенное значение, потому что в ней имеет значение не то, чтобы дать что-то, что для нас излишне, для успокоения собственной совести, но она выражает исполнение задания, в духе солидарной заботы о выходе навстречу нищете этого мира. Образ страдающего лика и страдания многих братьев и сестёр не может не торопить нас к тому, чтобы поделиться, по крайней мере, частью своих благ с тем, кто находится в затруднении. Великопостная жертва будет иметь ещё большее значение, если тот, кто её даст, освободится от неприязни и равнодушия, то есть от препятствий отдаляющих от единства с Богом и с братьями.
Мир ожидает от христиан достоверного свидетельства единства и солидарности. Полны значения слова св. Апостола Иоанна: „А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?” (1 Ин 3, 17).
Братья и сёстры! Св. Иоанн Злотоуст, комментируя учение Господа Иисуса на пути в Иерусалим, напоминает, что Христос не оставляет своих учеников в неведении борьбы и страданий, ожидающих их. Он подчёркивает, что отказ от своего „я” является вещью трудной, но возможной, если мы сможем считаться с помощью Бога, уделённой нам „через единство с личностью Христа” (PG 58, 619).
Вот почему во время этого Великого Поста я желаю пригласить всех верующих к горячей и уповающей молитве, представленной Господу, чтобы Он всем уделил дар принятия Его милосердия. Только этот дар поможет принять и пережить более радостным и великодушным образом любовь Христа, которая „не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине” (1 Кор 13, 5-6).
Следуя этим чувствам, призываю опеку Матери Милосердия на великопостный путь для всей Общины верующих и от всего сердца уделяю всем Апостольское Благословение.

(Послание Папы Иоанна Павла II на Великий Пост 2001 года)

* * *

4 размышление на 20 марта:
Ответственность человека за жизнь

Неизлечимо больным и умирающим угрожают не менее серьезные опасности в том социально-культурном контексте, в котором страдание принимается и переносится с большим трудом, — в результате этого растет искушение решить проблему страдания, ликвидируя его в корне путем преждевременной смерти, которую вызывают в момент, найденный подходящим.
На такое решение часто влияют разнообразные мотивы, но, к сожалению, все они приводят к одному и тому же ужасающему исходу. На самого больного решающее влияние могут оказать страх, напряженность и даже отчаяние, испытываемые под действием сильной, затяжной боли.
Все это трагически обнаруживается в распространении эвтаназии, то закамуфлированной и подспудной, то производимой открыто и даже с разрешения закона. Ее оправдывают не только мнимым сочувствием к страдающему пациенту, но иногда и утилитарными соображениями, предписывающими избегать непроизводительных расходов, которые тяжким бременем ложатся на общество. В результате среди тех, кого предлагается лишать жизни, оказываются новорожденные с телесными уродствами, лица с тяжелыми заболеваниями, инвалиды, старики, особенно те из них, кто неспособен жить самостоятельно, и смертельно больные. Мы не можем также умолчать о других, более замаскированных, но не менее опасных и реальных формах эвтаназии. Они могут проявиться, например, в том случае, если с целью получить побольше органов для пересадки станут брать эти органы у доноров еще до того, как они признаны умершими в согласии с объективными и адекватными критериями.
Другой современный феномен, с которым часто связаны опасности для жизни и посягательства на жизнь, — это демографические перемены. Они по-разному протекают в разных районах мира: в богатых, развитых странах мы наблюдаем тревожное, иногда крайне резкое падение рождаемости; в бедных же — показатель прироста населения обычно высок, что создает трудно разрешимые проблемы в рамках более медленного социально-экономического развития, а то и прямого застоя. Международное сообщество не принимает в общемировом масштабе мер, отвечающих проблеме перенаселенности бедных стран: не проводит серьезной семейной и социальной политики, не осуществляет проектов, направленных на культурный прогресс и справедливое распределение благ, — зато по-прежнему реализуются различные формы политики, направленной на снижение рождаемости.

Контрацептивы, стерилизацию и аборты можно не колеблясь включить в число методов, способствующих серьезному падению рождаемости. Поэтому и в ситуации «демографического взрыва» может возникнуть сильное искушение воспользоваться этими методами, направленными против жизни.
В Древнем Египте фараон, устрашенный наличием и все растущим числом сынов Израиля, всячески их преследо вал и приказал убивать каждого новорожденного сына у евреев (см. Исх 1,7-22). Так и сегодня поступают многие сильные мира сего. Они тоже устрашены нынешними темпами прироста населения и боятся, что самые плодовитые, самые бедные народы создадут угрозу благополучию и безопасности их стран. В результате вместо того, чтобы предпринять попытку решения этих серьезных проблем в духе уважения к достоинству личностей и семей, а также к нерушимому праву каждого человека на жизнь, они предпочитают пропагандировать или всеми средствами и в массовых масштабах навязывать политику планирования рождаемости. Даже предлагая экономическую помощь, они, против всякой справедливости, ставят ее в зависимость от одобрения антинаталистической политики.
Защищать жизнь и крепить ее, почитать ее и любить — вот задача, которую Бог вверил всякому человеку, призвав его — как Свои живой образ — к уделу в Своем владычестве над миром: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1,28).
Библейский текст в полном свете показывает широту и глубину владычества, которым Бог наделяет человека. Речь идет прежде всего о владычестве над землей и над всяким живым существом, как напоминает Книга Премудрости Соломоновой: «Боже отцов и Господи милости, (…) премудростью Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо» (9,1-3). И псалмопевец воспевает владычество человека как знамение славы и достоинства, данного ему Творцом: «… поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс 8,7-9).

Иоанн Павел II: Евангелие жизни

Молитва Папы Иоанна Павла II о семьях

Боже, начало всякого отцовства на небе и на земле, Отец, Который есть Любовь и Жизнь; соделай, дабы каждая человеческая семья на земле через Твоего Сына, Иисуса Христа, рожденного от Девы, и через Святого Духа становилась истинной обителью жизни и любви для новых поколений.
Соделай, дабы Твоя благодать направляла мысли и поступки супругов на благо их семей и всех семей в мире.
Соделай, дабы молодое поколение находило в семьях поддержку и укрепление для себя и для развития в истине и любви.
Соделай, дабы любовь, укрепляемая благодатью Таинства брака, была сильнее слабостей и кризисов, через которые нередко проходят семьи.
По предстательству Святого Семейства из Назарета молим Тебя, Боже: соделай, дабы Церковь посреди всех народов на земле могла плодотворно выполнить свою миссию в семьях и через семьи. Через Христа, Господа нашего, Который есть Путь, Истина и Жизнь, во веки веков. Аминь.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна