Ни один грешник не исключен из любви Бога. Общая аудиенция 13 апреля
Ни единого грешника Бог не исключает из Своей любви, и Иисус показал это, разговаривая с мытарями и блудницами. На общей аудиенции 13 апреля Папа Франциск остановился на личности апостола Матфея и на словах, произнесенных Иисусом в ответ на критику фарисеев.
Вот Иисус сидит за одним столом с неприятелем, одним из тех, кого считали продажными людьми, ведь они обирали своих соотечественников. Фарисеи не удостаивали даже взгляда таких, как мытарь Матфей. Иисус же не только ест вместе с ним, но и принимает его в узкий круг учеников.
Призвание Матфея, сказал Папа, — это водораздел между теми, кто превращает религию в декорацию, и теми, для кого она является жизненным опытом. То, что мы христиане, добавил Папа, не делает нас безупречными:
«Все мы грешны, у всех есть грехи. Призывая Матфея, Иисус показывает грешникам, что Он не смотрит на их прошлое, на социальное положение и внешние условности, — но открывает для них новое будущее… Церковь – не община совершенных, а община учеников в пути, идущих за Господом потому, что признают себя грешниками и нуждаются в Его прощении».
Фарисей же – как вчерашний, так и сегодняшний, — считает себя праведником и занимается социальным отбором, избирая себе или отвергая других. Иисус же, подчеркнул Папа, пришел в мир как добрый целитель, принимая всех без исключения:
«Перед лицом Иисуса ни один грешник не исключен… Он зовет грешных на Свою трапезу и исцеляет их, восстанавливая в них то призвание, которое они считали потерянным и о котором позабыли фарисеи: призвание быть приглашенными на Божий пир (…). Если фарисеи видят в приглашенных одних лишь грешников и отказываются сесть рядом с ними, то Иисус, наоборот, напоминает, что они тоже сотрапезники Бога».
Лекарства, с помощью которых Христос показывает целительную силу Бога, — это Его Слово и Евхаристия. Они наполняют нас доверием и открывают наше сердце навстречу Господу, чтобы Он пришел и исцелил нас.
«Иногда Слово Божье болезненно, потому что оно воздействует на лицемерие, срывает маски с фальшивых оправданий, обнажает скрытую истину. Но в то же время оно просвещает и очищает, дарует силу и надежду, становится ценным восстанавливающим средством на духовном пути. Евхаристия же насыщает нас самой жизнью Иисуса и, являясь сильнейшим средством, таинственно и постоянно обновляет благодать нашего Крещения».
Свою встречу-столкновение с фарисеями Иисус завершает, цитируя пророка Осию: «Милости хочу, а не жертвы». Это значит – искреннее сердце, а не внешнее благочестие:
«Милости хочу, то есть искренности сердца, которое признает собственные грехи, кается и снова становится верным завету с Богом. Не жертвы: без сокрушенного сердца любая религиозность бессмысленна. Иисус применяет эту пророческую фразу и к человеческим отношениям: фарисеи были очень религиозны – формально… Как будто тебе дают пакет с подарком, а ты вместо того, чтобы открыть подарок, рассматриваешь оберточную бумагу… Одна лишь наружность, форма, а не ядро благодати, то есть полученный тобою дар!»
В заключение аудиенции Папа поздравил поляков с 1050-летием Крещения Польши. «Я прошу Господа, — сказал Папа, — о том, чтобы сегодняшнее и будущие поколения поляков оставались верными благодати Крещения, давая свидетельство любви ко Христу и к Церкви».
Источник: Радио Ватикана