На очередной общей аудиенции Папа Франциск продолжил свои размышления о различных аспектах обряда Крещения
На традиционной общей аудиенции по средам Папа Франциск 2 мая с.г. продолжил цикл своих катехез о таинстве Святого Крещения, на этот раз сосредоточившись на символике крещальной воды, отречения от зла и исповедания веры.
Касательно воды Папа отметил, что она является необходимым условием жизни и здоровья, а ее отсутствие исключает любое плодоношение, как это бывает в пустыне. Но в других ситуациях вода может стать причиной смерти: например, в случае уничтожающего всё на своем пути наводнения. Кроме того, водой умываются, ею смывают грязь и очищаются. Сославшись на слова св. Августина, понтифик указал, что поливание катехумена водой в обряде Крещения означает очищение от грехов силой Святого Духа. Материальной субстанцией является вода, но плоды новой жизни – от Святого Духа. Именно поэтому Церковь просит Бога ниспослать на крещальную воду свою благодать.
«Молитва благословения, — продолжил Святейший Отец, — прямо говорит о том, что Бог создал воду, “дабы она являла благодать Святого Крещения” и при этом упоминает главные библейские прообразы: при сотворении мира Дух Божий носился над водами, чтобы сделать их источником жизни (ср. Быт 1,1-2); водами Потопа был положен конец греху и инициирована новая эпоха (ср. Быт 7,6 – 8,22); водами Красного моря сыны Авраама были избавлены от рабства египетского (ср. Исх 14,15-31). В отношении Иисуса в молитве воспоминается Иорданское крещение (ср. Мф 3,13-17); кровь и вода, истекшие из Его прободенного ребра (ср. Ин 19,31-37); и повеление ученикам крестить все народы во имя Пресвятой Троицы (ср. Мф 28,19). Подкрепляемые этими воспоминаниями мы просим Бога ниспослать на крещальную воду благодать Христа, умершего и воскресшего. Тем самым обычная вода превращается в воду, несущую в себе силу Святого Духа. И этой водой исполненной силы Святого Духа мы крестим людей: крестим взрослых, детей, словом, всех…»
Подготавливая воду, необходимо подготовить к принятию таинства Крещения также и сердца. Это и происходит посредством отречения от зла и исповедания веры – двух обрядовых действий тесно сопряженных между собой. «Насколько я готов ответить “нет” на все предложения дьявола – а дьявол, это тот, кто производит разделения – настолько я способен сказать “да” Богу, призывающему меня уподобиться Ему в мыслях и поступках. Дьявол сеет разделения, Бог же всегда соединяет в одну общину, соединяет различных людей, творя из них один народ. Невозможно прийти ко Христу, ставя Ему условия. Необходимо разорвать определенные отношения, чтобы открылась реальная возможность новых отношений», — подчеркнул понтифик. Между тем, некоторые люди, не полностью сознающие свою идентичность, пытаются жить, угождая одновременно и Богу, и дьяволу. Но этого ни в коем случае нельзя допустить: «следует разрушить мосты, оставить их за спиной, чтобы вступить на новый Путь, коим является Сам Христос», — добавил он.
Папа отметил, что отречение от зла не случайно происходит от первого лица, как и исповедание веры. «Это – ответственное решение, кое требует манифестации в конкретных жестах доверия к Богу. Акт веры накладывает определенные обязательства, придерживаться которых в различных ситуациях и жизненных испытаниях нам поможет Крещение. Так будем же помнить древнюю мудрость Израиля: “Сын, если ты намереваешься служить Господу, приготовь свою душу к испытаниям” (Сир 2,1), это значит подготовиться к борьбе. А Святой Дух даст нам силы, чтобы сражаться на стороне добра», — заявил Папа Франциск.
В завершение катехезы он призвал верных всякий раз, когда они входят в храм и касаются кончиками пальцев освященной воды, чтобы затем положить на себя крестное знамение, с радостью и благодарностью вспоминать о дарах Святого Крещения, тем самым еще глубже погружаясь в любовь Пресвятой Троицы.
Radio Vaticana