На общей аудиенции в среду 28 ноября Папа Франциск посвятил свою катехезу сути Декалога как такового
Свою катехезу на традиционной общей аудиенции в среду 28 ноября, прошедшей в Зале Павла VI, Папа Франциск посвятил тем характерным чертам, которые позволяют уяснить суть Декалога. Первой из таких черт Святейший Отец назвал благодарение Богу за полученные от Него дары, что является основанием доверительных и близких отношений с Господом. «Бог, как мы видели, ничего не требует, предварительно не подав намного больше. Он призывает нас к молитве, чтобы, тем самым, освободить нас из ловушки идолов, имеющих большую власть над нами», — заметил Понтифик. Попытка реализовать себя с помощью идолов мира сего опустошает и порабощает нас, в то время как отношения с Тем, Кто во Христе сделал нас Своими детьми, обеспечивают нам личностный рост и духовную глубину. Это, в свою очередь, синтезирует, собирая воедино, нашу личную историю от младенчества и до сегодняшнего дня, стяжает нам благословение и, в таком качестве, вводит в отношения с ближними, основанными на верности, искренности и щедрости.
Но, чтобы жить так, человеку необходимо новое сердце, в котором может водвориться Святой Дух. «Каким же образом происходит “пересадка” сердца: нового сердца вместо старого? Через дар новых устремлений, которые вливает в нас благодать Божия, а прежде всего — через Десять Заповедей, в полной мере исполненных Иисусом», — подчеркнул Папа. Созерцая жизнь, подразумеваемую требованиями Декалога, мы предстоим Самому Христу, — добавил он. «Декалог – это как бы Его “рентгеновский снимок”, отражающий Его подобно негативу фотографии, позволяя проявиться Его облику как это происходит на святой Плащанице. И таким образом Святой Дух делает наше сердце плодоносным, вливая в него устремления, являющиеся Его даром, устремления Духа. Оно тоскует по духу, желает жить в ритме Духа, взыскует музыки Духа», — сказал Святейший Отец, констатируя, что, взирая на Христа, мы получаем возможность увидеть красоту, добро и истину. А Святой Дух, животворя, воспринимает эти устремления и возжигает в нас надежду, веру и любовь.
«Таким образом мы начинаем всё глубже понимать, что Господь Иисус пришел не отменить Закон, а исполнить его, позволить ему вырасти. В то время как Закон по плоти представлял собой серию предписаний и запретов, тот же Закон по Духу становится жизнью, будучи уже не просто нормой, но самим телом Иисуса, Который любит нас, ищет, прощает, утешает и в своем Теле восстанавливает наше единство с Отцом, утраченное из-за греховного непослушания. И таким же образом буквальная негативность, негативность в формулировке заповедей – “не укради”, “не злословь”, “не убий” – все эти “не”, – превращается в позитивное отношение: люби, освобождай место для других людей в своем сердце. Всё это устремления, производящие нечто позитивное. Это и есть та полнота Закона, которую Иисус пришел принести нам», — подчеркнул Папа Франциск.
Во Христе и только лишь с Ним Декалог перестает быть осуждением и становится истиной человеческой жизни, то есть желанием любви, радости, мира, великодушия, отзывчивости, доброты, верности, кротости и воздержания. «Вот почему Христа следует искать именно в Декалоге: чтобы сделать плодоносящим наше сердце, чтобы оно было исполнено любви и распахнулось навстречу деяниям Божиим», — сказал Понтифик. «Если же человек следует устремлениям, побуждающим его жить по Христу, ему отверзаются врата спасения, коими он не может не пройти: ведь Бог Отец щедр и, как написано в Катехизисе, “желает, чтобы мы желали Его”», — добавил он.
Если злые устремления оскверняют человека, то святые устремления, вливаемые Святым Духом в наши сердца, являются семенем новой жизни. Это происходит не благодаря личным титаническим усилиям по следованию неким нормам, но по действию Божьего Духа, приводящего человека к полноте Своих даров. Всё это имеет место в блаженном диалоге радости человека от того, что Бог любит его, и радости Бога от того, что это Он любит человека, — подвел итог Папа Франциск.
По материалам Vatican News