Можно ли называть еретиками и монофизитами Армянскую Апостольскую Церковь?
ВОПРОС:
Можно ли называть еретиками и монофизитами Армянскую Апостольскую Церковь после подписанного несколько лет назад соглашения о вере между Католической и Армянской Церковью?
ОТВЕТ:
Уже в документе «Об экуменизме» Второго Ватиканского собора, где говорится об отношении к Восточным Церквам, которые не находятся в полном единстве с Римским Престолом, мы замечаем, что ни одна церковная община не названа еретической.
Армянская Апостольская Церковь в официальных документах учительства Католической Церкви причислена к «Восточным Православным Церквам». В некоторых текстах мы встречаем также термин «дохалкидонские Церкви».
В 451 году Халкидонский собор осудил ересь монофизитства, утверждающего наличие только Божественного естества в Иисусе Христе и отрицающего Его совершенное человечество. Но армяне не принимали участия в Халкидонском соборе, а затем положили начало автокефальной Церкви. Можно сказать, что армяне не участвовали в Халкидонском соборе не по вероучительным мотивам, а по соображениям «религиозной политики», поскольку в первые столетия существования Церкви они стремились защитить свою самобытность между двумя империями – Византийской и Персидской.
Таким образом, хотя Армянская Апостольская Церковь и причисляется к Древним Восточным Церквам, называемым «дохалкидонскими», то есть принявшим формулировки только первых трёх Вселенских соборов, — монофизитство этой Церкви, скорее, относится к форме, нежели к сущности.
13 декабря 1996 года Папа Иоанн Павел II и Католикос Гарегин I подписали Совместную декларацию, в которой провозглашается общая вера двух Церквей в Иисуса Христа, «совершенного Бога в Своей Божественности, совершенного человека в Своей человечности». «Его Божественность, — утверждается в Декларации, — соединена с Его человечностью в личности Единородного Сына Божия, в единении истинном, совершенном, без смешения, без изменения, без разделения, без отделения». Далее в тексте Декларации даётся такое пояснение: «Реальность этой общей веры в Иисуса Христа и в ту же самую преемственность апостольского служения иногда была затемнена или неведома. Языковые, культурные и политические факторы в высшей степени содействовали возникновению богословских разногласий, нашедших выражение в терминологии и вероучительных определениях». Папа и Католикос призывают своих верующих искоренить всякую форму взаимных обвинений, которые до сих пор могут отравить братские отношения между нашими Церквами.
В документах Синода Епископов по Ближнему Востоку, который проходил в Ватикане в октябре 2010 года, поясняется, что причиной разделений церковных общин в пятом веке являются преимущественно христологические вопросы. Поэтому Армянская Церковь «называлась монофизитской» (именно «называлась», а не «называется»). И далее: «Часто такие разделения имели место и по культурно-политическим причинам». В доказательство приводятся труды средневековых восточных богословов, которые подтверждают: в основе таких разделений не было догматических вопросов.
Подводя итог сказанному, а также на основе многочисленных совместных заявлений Католической Церкви и Восточных Православных Церквей, можно сделать вывод, что неуместно называть еретиками и монофизитами Армянскую Апостольскую Церковь.
Источник: Радио Ватикана