Митрополит Иларион (Алфеев) о православно-католических отношениях: «Мы не спешим, но надежда есть…»

В конце сентября 2011 г. председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Иларион (Алфеев) побывал с рабочим визитом в Риме, где встречался с ведущими иерархами Католической Церкви и был принят на частной аудиенции Папой Бенедиктом XVI. Высокопреосвященный Иларион ответил на несколько вопросов корреспондента Ватиканского Радио Ф. Хитчена.

— Каковы Ваши впечатления от встречи с Бенедиктом XVI?

— Святой Отец – это человек веры. Всякий раз, встречаясь с ним, я чувствую себя укрепленным его духом, его мужеством и самоотверженным служением Церкви во всём мире. На меня глубокое впечатление произвели его познания в области православной традиции, а также его заинтересованность диалогом между католиками и православными. Буквально несколько дней назад он встречался с представителями Православия в Германии и говорил там о прогрессе в двустороннем диалоге. Я полагаю, что такая позиция патриарха Римско-Католической Церкви будет нам весьма полезна на пути к большему взаимопониманию в будущем.

— В Германии Бенедикт XVI выразил удовлетворение углублением сотрудничества между православными Поместными Церквами. В разгаре подготовка к Всеправославному собору, но есть и проблемы. С какими надеждами Вы приближаетесь к этому событию?

— Мы в Русской Православной Церкви не видим больших препятствий на пути к Всеправославному собору. Мы полагаем, что такой собор мог бы состояться в недалеком будущем, естественно, если не возникнет новых препятствий. Например, до сих пор продолжаются дискуссии о том, каким образом на этом соборе должны приниматься решения в подготовительных комиссиях. На протяжении последних 50 лет, а именно столько идет подготовка в собору, всегда действовал принцип единомыслия. Это – единственно возможный принцип, предусматривающий уважение к интересам каждой Поместной Церкви. Мы не считаем, что от этого принципа можно отказаться. Но другие настаивают на отходе от принципа единомыслия в пользу принятия решений простым большинством голосов. Для нас это неприемлемо. Если мы придем к согласию относительно протокола и тем обсуждений, то никаких других препятствий не будет.

— Согласны ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, с мнением, будто спор о власти внутри самой Православной Церкви является одним из главных препятствий для развития диалога с Католической Церковью?

— Я сказал бы так: имеет место определенное различие мнений, имеют место разные взгляды на проблему примата. Когда мы в рамках смешанной комиссии дискутируем о примате епископа Рима, то на самом деле мы говорим не только о примате Рима: мы вынуждены поднять тему примата как такового. И, естественно, в этом вопросе у нас разные традиции. Существуют различия между католиками и православными, поскольку у нас, православных, никогда не существовало столь централизованной системы. Но есть и различия внутри самого Православия, и они касаются вопроса, какую роль должен играть первоиерарх Православной Церкви. Мы полагаем, что это должно быть первенство чести и что ему должна в определенной мере принадлежать роль координатора. Например, он мог бы созывать Всеправославный собор. Хотя исторически вовсе не патриарх Константинопольский и даже не Римский епископ созывали соборы. Это делал император. Наша модель примата еще только кристаллизуется из православной традиции. Но, вообще говоря, на протяжении многих столетий Православная Церковь была весьма децентрализованной в административном отношении. Каждая Автокефальная Церковь вполне независима от других Церквей и полностью самоуправляема. По этой причине у нас пока нет ясного видения того, в чем должен был бы состоять примат в православной традиции. А без такого отчетливого и общего всем нам видения трудно говорить о роли того, кто должен был бы быть «primus inter pares» во Вселенской Церкви.

— Это значит, что не следует слишком высоко поднимать планку ожиданий, по крайней мере в ближайшем будущем?

— Пожалуй, что не стоит, но всё-таки остается надежда. Поскольку, если будет желание согласовать между собой различные позиции, если будет разработан документ, а скорее документы, в которых будут ясно представлены различия, но, вместе с тем, столь же ясно будет очерчен путь в будущее, то прогресс станет возможным. Но если отдельные Православные Церкви будут стремиться навязать другим свое видение примата, то неизбежно появятся препятствия. Именно это и происходит теперь. Если же нам удастся преодолеть это ненужное и неуместное давление, оказываемое на Церковь со стороны некой Поместной Церкви, прогресс будет достигнут, как я думаю, очень быстро.

— Через несколько лет Церковь как на Востоке, так и на Западе будет отмечать годовщину Миланского эдикта. В этой связи высказываются мнения, что соответствующие торжества могли бы стать поводом для первой встречи между Папой Бенедиктом и Патриархом Кириллом. Каковы Ваши ожидания в этом отношении?

— Мы верим, что такая встреча состоится когда-нибудь в будущем. Но мы пока еще не готовы обсуждать ее дату, место и протокол. И это потому, что для нас значимо прежде всего содержание этой встречи. Как только мы придем к согласию в вопросах, относительно которых мы не согласны или относительно которых имеем разные взгляды, такая встреча станет возможной. Однако она нуждается в весьма бережной подготовке. Не нужно спешить. Не нужно и оказывать какого-либо давления, требуя назначить конкретную дату.

— В католической среде многие простые верующие весьма разочарованы отсутствием прогресса в диалоге на высшем уровне. Верующие сотрудничают между собой, вместе молятся и желают большего прогресса. А как обстоят дела в России, в российском православии? Существуют ли там подобные настроения?

— Я думаю, что существует много возможных форм сотрудничества между католиками и православными. И это происходит во многих регионах мира, в том числе и в России. Например, успешно развивается наше сотрудничество с московской католической общиной, а также сотрудничество в других странах, на которые распространяется юрисдикция Московского Патриархата, например, в Украине. Там у нас есть определенные проблемы с греко-католиками, но это – долгая история, имеющая свои истоки в далеком прошлом и неблагоприятных исторических событиях.

— У греко-католиков теперь новый предстоятель. Можно ли в связи с этим надеяться на улучшение взаимных отношений?

— Да, мы с удовлетворением воспринимаем его первые шаги и заявления, коими определяется курс и кои свидетельствуют о желании тесного сотрудничества с канонической Православной Церковью Украины, которой является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Он уже встречался с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Я полагаю, что это – хороший знак.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна