Миссия: директор Католической школы (часть 1)
Год назад Католическая школа Рождества Христова в Новосибирске отметила своё 20-летие. В 1994 году, тогда ещё на частной квартире, стараниями брата из Ордена Францисканцев Братьев Меньших (O.F.M.) школа была открыта.
Накануне нового, 21-го по счету, учебного года бессменный директор школы о. Коррадо Трабукки, OFM, делится с читателями «Сибирской католической газеты» своими мыслями, идеями и педагогическими секретами.
— Отец Коррадо, расскажите, пожалуйста, нашим читателям: как возникла идея открыть католическую общеобразовательную школу в Новосибирске?
— Во-первых, надо отметить, что францисканская миссионерская традиция имеет правило – рядом с храмом всегда должна находиться школа. Не простая воскресная, а настоящая, полноценная общеобразовательная. Где дети изучают языки, историю, математику – все привычные школьные предметы. Это связано с тем, что часто в местах миссионерской деятельности францисканцев школа для многих детей была абсолютно недоступной. Поэтому организация и содержание школы становилась частью миссионерского служения францисканцев, их добрым делом. В России проблемы с доступным образованием для детей, слава Богу, нет. Но возникла идея организации специфической школы для детей христиан-католиков. Тогда уже было немало прихожан, ещё довольно большой была община российских немцев-католиков. И вот появилась возможность организовать для их детей и внуков настоящую католическую школу.
Все было довольно эволюционно, постепенно. Я помню, как сначала был открыт только первый класс. Как раз в июле 1995 года я приехал для служения в Новосибирск. И в сентябре уже познакомился со школой. Так вот, там был практически только один первый класс.
Далее, 1994 год – это ещё квартира. Причем, приводили зачастую детей, как сейчас говорят, с ограниченными возможностями. А в 1995 году мы получили сегодняшнее здание. В августе 1995 года, через месяц после моего прибытия, мне из Рима позвонил генерал Ордена: «Обстоятельства требуют отправить брата, организовавшего школу, в Казахстан – там начинается строительство нового храма. И было бы замечательно, если бы ты согласился взять школу в свои руки. Возьмешься?».
И я согласился. Согласился, может быть потому, что я достаточно наивный был. Ответил: «да». Хотя, надо признаться, мне всегда нравился запах школы. У меня даже были мечты работать в школе. И с детьми у меня никогда не было проблем.
Так вот, я взялся. Правда, сначала я сам учился. Я очень благодарен людям, которые мне помогали в это первое время. Потому что школа – это не «я», это – «мы». Должна быть команда, коллектив. И такие люди оказались рядом. Благодаря им наша команда была уже тогда довольно сильной. Поэтому некоторые вещи мы смогли делать сразу и оперативно. Моей задачей сразу стал поиск финансовой помощи, чтобы оплачивать труд специалистов, учителей. Надо было срочно проводить ремонт – здание требовалось привести в порядок.
Параллельно я старался вникать в работу учителей, хотел разбираться в профессиональных преподавательских и педагогических вопросах. И ещё я понял, что должен присутствовать в школе постоянно. Шли уроки. Потом была большая молитвенная перемена. Мы оборудовали небольшую комнату под школьную часовню. Там есть крест, иконы. Дети сами могут поставить свечку. У них появилась хорошая возможность помолиться, прочитать молитвы «Отче наш» или за усопших. Это значит, что чувствовать молитву они будут с самого начала. У них будет возможность знакомиться с христианской жизнью и изучать Священное Писание.
Потому что, когда дети приходят, они часто не знают – кто такой Иисус Христос. Я всегда провожу такой маленький эксперимент:
В нашем классе, где преподается Закон Божий, висит Крест. И я спрашиваю самых новеньких: «А кто Он?». Не знают. И это понятно, как же они могут знать. Но потом медленно-медленно – и они уже знают достаточно, чтобы спокойно это объяснить другим.
В самом начале организации нашей школы был ещё очень важный вопрос – юридический. Потому что частная школа, католическая школа – регламентируется специальным законом.
— А какой документ дает Вам право заниматься этой деятельностью?
— У нас есть специальная государственная аккредитация. Именно она определяет статус учебного учреждения, давая ему право выдавать своим выпускникам образовательный аттестат государственного образца. Цель государственной аккредитации частной школы — подтверждение качества предоставляемой образовательной услуги и ее соответствия государственным стандартам образования.
Раньше процедуру аккредитации мы должны были проходить каждые пять лет. Но последний раз – год назад – мы получили аккредитацию на 12 лет.
— О-о!
— Да-да! Это значит, что государство видит наши достижения, видит пользу и качество нашего образования, ценит наш преподавательский и педагогический уровень. Можно сказать, что у нас есть определенноё место среди учебных заведений. И мы видим, что наша Католическая школа даже имеет популярность.
Но юридические вопросы остаются. Необходимо постоянно отслеживать и соответствовать тем изменениям, которые вводятся Министерством образования РФ, регулярно взаимодействовать с городским отделом образования. В школе есть заместитель директора по учебной части. Она отвечает за эти вещи.
Потом есть педагогический вопрос. С педагогами мы вместе создаем команду. У нас общая задача – воспитывать и обучать детей. И надо регулярно анализировать ситуации, возникающие во время учебного процесса. Если потребуется, быть готовыми что-то изменить. Ведь каждый год дети другие. Было интересно, как они изменились с появлением телефончиков, потом появились смартфоны. Эти вещи серьезно влияют на их внутренний мир. Сегодня дети с малолетства довольно серьезно овладевают компьютерной грамотностью. И я вижу, что их нужно воспитывать, учитывая нюансы компьютерной эпохи. Причем сам компьютер можно использовать в этом воспитании, он может быть серьезно полезен в процессе обучения.
Педагоги тоже меняются со временем. Им необходимо постоянно повышать свой уровень. Вместе с тем, они должны влиться в план, в дух нашей школы. Разделять мировоззрение и ценности нашей школы. Далее, не забывать, что все-таки школа наша – католическая. Затем – францисканская. Францисканская не только потому, что я здесь работаю. И мы с собратьями по ордену регулярно опекаем эту школу. Можно сказать, что здесь требуется от всех соблюдение определенного францисканского стиля. Францисканский стиль идет от святого Франциска, от истории и педагогики Ордена. Например, один из главных пунктов этого стиля или духа – особое отношение человека к Природе. Отсюда отношение ко всем наукам – очень позитивное. Все вокруг создал Бог, и это всё добро. Требуется серьезное и вдумчивое отношение к внутренней жизни: кто я? Быть человеком, который по классической греческой традиции следует потребности: «знай – кто ты». Воспитывать и развивать своё сердце. Уметь уходить от себя и идти навстречу другим. Уважать всех, потому что Бог – Отец Небесный для всех. Несмотря на разницу кожи, разреза глаз, языка. Не должно быть причин для конфликтов. Наоборот – должна быть интеграция. Короче, необходимо воспитывать: сердце, разум, руки и ноги. Вот подход к человеку по-францискански. Поэтому пытаемся формировать и педагогов, разделяющих данный подход. Чтобы им было ясно, какая цель стоит перед ними, где наша школа находится в системе ценностей. Это требует много внимания от руководителя, если надо – терпеливой беседы. Потому что дети — разные.
Это мы рассмотрели педагогический аспект.
Четвертый вопрос – о религиозном воспитании.
С самого начала было ясно, что католическая школа не ставит перед собой задачи однозначной катехизации и обязательного воспитания детей католиками. Задача, прежде всего, дать общее христианское воспитание и научить уважать другие традиционные религии. Например, сейчас у нас учатся некоторые дети из мусульманских семей, чьи родители согласились отдать детей к нам на обучение. А я как раз веду в школе Закон Божий. И мы видим с ребятами, что библейские тексты имеют нечто общее, например, с Кораном. Там все, в принципе, есть: говорим ли мы о пророке Илие, говорим ли о Моисее (или, по-другому, Мусе); рассматриваем ли мы священную историю Ветхого Завета, говорим ли о Марии, об ангелах… Поэтому различия в наших религиях не мешают. Наоборот, я смотрю, как дети реагируют. И вместе мы учимся уважению всех.
Потом – молитва. Каждый день пять минут мы обязательно молимся. Потому что католическая школа имеет свои христианские традиции. И поэтому мы вместе читаем молитву «Отче наш». А кто не хочет молиться молитвой Господней, тот молится по-своему, говорит с Богом своей молитвой.
Это что касается религиозного момента воспитания. Правда, тут есть ещё один важный момент. Мы находимся в России. И если мы здесь говорим о религии, то школа должна помочь детям уважать основную религиозную культуру своей страны. Это значит, что мы не можем не говорить о православных традициях. Я иногда спрашиваю кого-нибудь: «Ты посещаешь свою церковь по воскресеньям?». Большая часть из них – православные. Конечно, не все практикующие сознательно. Но они все крещены в Православной Церкви. Или если кто не крещёные, то я спрашиваю: когда будет Крещение? И видно, что они, или, во всяком случае, их родители, понимают, что «раз мы относим себя к Православию, то нужно сделать для этого».
Ещё у нас отмечаются все великие и большие праздники – как светские, так и церковные. Во-первых, это Рождество (тем паче, что наша школа названа в честь этого праздника). Во-вторых, это день учителя. Конечно, празднование памяти святого Франциска (опять же – школа францисканская). День знаний. А в будущем году я хочу ввести день, когда мы особенно посвящаем себя размышлениям о Природе. Католическая Церковь в Италии определила 1 сентября как Всемирный день молитв о защите Божьего творения. И, насколько я знаю, Православная Церковь тоже готовиться выбрать 1 сентября в качестве дня особых молитв о Природе. Это интересно! Экология, последняя энциклика Папы Франциска. Опять же у францисканцев всегда было особое отношению к окружающей человека Природе. Школа Рождества – воплощение Христа в нашем сотворенном мире, принятие человеческой природы.
Потом, в истории францисканских традиций есть событие, когда святой Франциск придумал и предложил во время празднования Рождества изготавливать ясли, рождественский вертеп. Теперь это хорошо знакомая всем христианам рождественская традиция. И поэтому Праздник Рождества Христова всегда отмечается нашей школой особо ярко и радостно. К нам на этот праздник всегда приходит много гостей. Наш отец епископ тоже обычно приезжает на Рождество.
Государственным праздникам у нас также уделяется очень серьёзное внимание. И мы говорим здесь о патриотическом воспитании. Об этом я заботился с самого начала. Флаг России, герб, гимн. Каждый понедельник мы собираемся на нашей центральной большой лестнице, дети выбирают флаг какого-то государства. Есть корзина, где стоят маленькие флаги разных стран. Потом, когда уже научатся читать, то читают на обороте: «Россия», «Италия» и так далее. При этом, они понимают, что Россия – великая страна. Одновременно, она живет вместе с другими на нашей планете Земля. Мы всегда все вместе поём гимн России.
Обязательно отмечаем дни празднования великих русских святых – Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Этим летом вспоминается 1000-летие со дня преставления крестителя Руси князя Владимира. Мы должны молиться и о руководителях страны, нашего города Новосибирска. И в этом нет ничего такого… Иногда у меня складывается впечатление, что люди не любят свою страну. А это нехорошо. Я сам из маленькой Италии, попал сюда и очень рад работе здесь. Но я мою маленькую страну очень люблю. Там где ты родился, находится много незримых, но важных для твоей жизни моментов. И если у нас в России люди будут воспитаны любить свою Родину, то это очень важно и полезно как для самой страны, так и для всего мира.
Конечно, день памяти святых Кирилла и Мефодия, День славянской письменности и культуры. А это – алфавит. У нас на первом этаже на стене висит алфавит. Среди букв можно увидеть глаголицу, потом алфавит кириллицы, греческий алфавит.
Мы читали по-гречески. Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος, καὶ ὁ λόγος ἦν πρὸς τὸν θεόν, καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος — «В начале было Слово»… И они знают, что русский язык имеет что-то общее с греческим алфавитом.
В другой раз мы немного знакомились с еврейским алфавитом. Ведь я им рассказывал про Библию. А Библия – это текст Священного Писания, который мы должны читать всю жизнь. Потом в четвертом классе я подарил каждому ребенку Библию. И в течение учебного года мы читаем тот или иной отрывок из Библии, размышляем о нём. Мы даже пытались читать начало Библии по-еврейски: «Берешит бара Элогим эт Хашамаим, веэт хаарец….» — מִן אַוְולָא בְּרָא יְיָ יַת שְׁמַיָא וְיַת אַרְעָא. И потом я им показывал – вот это какая буква? Они со временем могут забыть значение иностранных букв и слов, но они не забывают впечатления, которые они видели и переживали. Они видели, что по-еврейски книгу нужно читать наоборот. Это всё остается. Дай Бог, может кто-то из них потом будет изучать Библию.
А ещё в четвертом классе они читают Евангелие на церковно-славянском. И им это интересно. Это и для меня тоже интересно! Я нашел учебники церковно-славянского языка для детей. Зачем все это? А вот зачем: мы говорим об иконе, там на ней что-то написано. «Вот, давай попробуй прочитать, что там написано?». И они разбираются, потому что дети очень быстро схватывают особенности этого языка. Или вот, например, у нас, у католиков есть Пасхал. Там буквы ? и ? – «альфа» и «омега». Вот, я им говорю, видите, это греческий алфавит.
На всё это они реагируют очень живо и с большим интересом.
Важно ещё упомянуть изучение английского языка. Благодаря нашим учителям, они выходят из школы с очень хорошим его знанием. И когда попадают в другую школу, то они сразу по английскому получают пятёрки.
Это, как я уже сказал, был вопрос религиозный, но я сам не заметил, как снова перешел на вопрос педагогический. Вот ведь какой открытый и большой этот вопрос – педагогический. Это обязательно секрет, который ты должен постичь, раскрыть. Но в него входит всегда вопрос общения – то есть умения быть открытым.
Мы, как команда — всегда договариваемся, чтобы каждый из них выбрал одну из тех тем, которая ему близка, интересна. Так, некоторые учителя больше хотят заниматься патриотическим направлением. Другой преподаватель особо чувствует поэтичность и красоту родного языка. Кто-то особенно тяготеет к вопросам искусства. У нас есть кружки, например, танцы, музыка, рисование. Потому что есть дети очень талантливые, это видно сразу. Некоторые посещали хороший детский садик или школу рисования. И им нужны специалисты, которые бы продолжали их развитие в этом направлении. А некоторые любят поэзию. И у нас есть кружок, в котором изучают поэзию.
Немаловажен и вопрос финансовый. Это тоже вопрос вопросов. Откуда брать финансирование??!! Но моё дело им заниматься. Поэтому моей задачей также является путешествовать в Италию, встречаться с друзьями, прихожанами, священниками. Рассказывать о том, что мы делаем здесь, в России. И люди добрые дают помощь. Это похоже на такое «усыновление» школы. Правда, этой помощи не хватает. Сегодня есть другие формы для привлечения помощи: это писать проекты, гранты. Что-то таким образом удалось получить через Каритас. Оборудовали школьную кухню и столовую благодаря фонду Renovabis. Но если необходимо делать капитальный ремонт в школе, то требуются серьезные финансы. Так, недавно нам помогли Caritas Германии, Kirche in Not. Мы делали новую крышу, потому что до этого она серьёзно прохудилась. Хорошо бы теперь ещё половое покрытие заменить. Но хочу сказать, что финансовые проблемы благодаря помощи Божией (через друзей и благотворителей) медленно-медлено, но решаются.
Помогают родители наших учеников. Они, в основном, оплачивают питание.
Государство тоже даёт свой процент на каждого ученика. Это, правда, не распространяется на подготовительную группу. Но первый, второй, третий, четвертый классы на небольшую помощь от государства уже могут рассчитывать. Конечно, всегда хотелось бы чуть-чуть больше. Но даже и за эту сумму – спасибо. В Италии, кстати, тоже дифференцирована государственная помощь для национальных и частных школ. Так, в частной школе на одного ребёнка государство дает 500 евро в месяц. А в государственной школе эта цифра – 5000 евро в месяц. В России та же ситуация, только расходы пропорционально меньше. Я, конечно, даже этому рад. Но, если бы могли дать чуточку больше. Ведь от этого будет только лучше детям.
Если говорить в процентах, то 80 процентов всех необходимых средств мне нужно постоянно искать, просить, находить.
Ведь я должен платить учителям зарплату. Она у нас меньше, чем в государственных. Но если мне будет нечем платить учителям, то кто ко мне пойдет, какого уровня специалисты? Вот поэтому мы находим возможность дополнительно помочь чем-то педагогам, как-то простимулировать материально их труд. Хотя, я ведь не банк…
Ещё есть вопрос постоянный и важный – это выстраивание отношений с родителями. Некоторые из них специально выбирают нашу Католическую школу. Почему? Слышали о ней
что-то хорошее. Праздники замечательно проводятся. Хорошо питаются дети в столовой. И вот родители приходят и подписывают договор. Но ситуация с договором выглядит по-разному. Потому что есть дети, которые действительно очень нуждаются. Они из семей, которые в материальном отношении неблагополучны. Есть такие, которые живут только с бабушкой. Или только с тётей. В любом случае, отношения с родителями и взрослыми очень важны. Потому что школа помогает родителям. Но и родители, как могут, должны помогать школе. Мы вместе должны тут соработничать. Ведь ребенок уходит из своего дома в новый мир. А некоторые родители воспринимают школу, как автомобильную стоянку. Утром отдали и вечером забрали. А дома не смотрят ни на дневник, ни на выполненные задания. Учитель пишет в дневнике: «Почему не изучал?». У нас есть родительские собрания. Они проходят три раза в год. Потом родители находятся в постоянном контакте с классным руководителем. Учитель может позвонить домой: «что случилось? почему это так и так? в чём проблема?». Родители должны быть в курсе. Зато когда праздник – у нас всегда полный зал, они все приходят и становятся самыми лучшими зрителями.
Можно сказать и про духовный элемент в нашем общении с родителями. Через детишек в сердце взрослого должно что-то приходить.
Общение с родителями – этот вопрос всегда открыт…
Подготовил А. Эльмусов
(Окончание интервью с директором Католической школы отцом Коррадо Трабукки СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ)