Материалы для «Недели молитв о единстве христиан» и на протяжении всего 2019 года
«Правды, правды ищи» (Второзаконие 16:20)
Поиск единства: в течение всего года
Традиционно в северном полушарии Неделя молитв о единстве христиан проходит 18-25 января. Эти даты были предложены в 1908 году Полом Уотсоном, поскольку выпадают на промежуток между праздниками Кафедры святого Петра и Обращения святого Павла, и, таким образом, имеют символическое значение. В южном полушарии, где январь — это время отпусков, церкви часто выбирают другие дни, чтобы провести Неделю молитв, — например, в дни празднования Пятидесятницы (что было предложено движением «Вера и церковное устройство» в 1926 году), что также является символической датой для единства Церкви.
Сознавая необходимость гибкости, мы приглашаем вас использовать эти материалы в течение всего года, чтобы выразить ту степень общения, которой церкви уже достигли, и вместе молиться о полном единстве, которое является волей Христа.
Как использовать эти материалы
• Русскоязычным католическим приходам и общинам, участвующим в Неделе молитв о единстве христиан в формате одного общего богослужения, рекомендовано использовать чин, приведенный в Требнике. Могут использоваться как чтения, указанные в Требнике, так и чтения соответствующего дня Недели молитв, приведенные здесь.
• Общины, которые участвуют в Неделе молитв в течение всех восьми дней, могут использовать эти материалы для ежедневной молитвы.
• Библейские кружки и группы, которые желают участвовать в Неделе молитв, могут включить приведенные тексты из Писания в свои размышления. Каждый день размышления могут завершаться предложенными здесь молитвами.
• Те, кто предпочитают молиться индивидуально, могут найти предлагаемые материалы полезными для того, чтобы сформулировать свои молитвенные намерения. Они могут помнить о том, что совершают свою молитву в общении со множеством людей, которые по всему миру молятся о более зримом единстве Церкви Христовой.
Библейский текст на 2019 год
(Второзаконие 16, 11-20)
Веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его; помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии.
Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего; и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих; семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, (чтобы призываемо было там имя Его); ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться.
Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе.
Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Синодальный перевод
«Правды, правды ищи»
(Второзаконие 16:20)
Каждый год христиане всего мира собираются вместе, чтобы молиться о возрастании в единстве. Эта молитва звучит в мире, где коррупция, алчность и несправедливость ведут к росту неравенства и разделений. Эта единая молитва в разобщенном мире обладает огромной силой. Однако мы, и как отдельные христиане, и как общины, нередко становимся сообщниками в делах неправды. Тем не менее мы призваны вместе свидетельствовать о справедливости и быть орудием исцеляющей благодати Христовой, которая врачует раны нашего мира.
В 2019 году Неделя молитв о единстве христиан была подготовлена христианами из Индонезии. Индонезия известна как страна, в которой проживает больше всего мусульман в этом мире: население Индонезии составляет 265 миллионов человек, из них 86% — мусульмане. Тем не менее, около 10% индонезийцев — это христиане различных конфессий. По численности населения и по площади территории Индонезия — крупнейшее государство Юго-Восточной Азии. Индонезии включает в себя более 17 тысяч островов, на которых проживает 1340 различных этнических групп, говорящих на 740 местных языках. Объединяет все эти разнообразные культуры государственный индонезийский язык — Bahasa Indonesia. Пять основополагающих принципов государства называются «Панча Сила»: 1) вера в единого Бога, 2) справедливый и цивилизованный гуманизм, 3) национальное единство, 4) народность, руководимая представительными органами, 5) всеобщая социальная справедливость. Девиз Индонезии звучит как Bhineka Tunggal Ika (Единство в многообразии). Столь разнообразные народности, языки и религии в Индонезии взаимодействуют по принципу gotong royong, что значит – жить в солидарности и сотрудничестве. То есть — вместе жить, трудиться, переживать скорбь и праздники, относиться ко всем индонезийцам как к братьям и сестрам.
Сегодня этой хрупкой гармонии угрожают новые опасности. Экономический рост Индонезии в последние десятилетия был обеспечен принципом конкуренции, что коренным образом противоречит духу сотрудничества gotong royong. Коррупция принимает многочисленные формы. Она проникает в политику, бизнес, обычно с разрушительными последствиями для окружающей среды. Прежде всего коррупция подрывает основы правосудия и законности. Те, кто призван устанавливать справедливость и защищать слабых, делают прямо противоположное. В результате пропасть между богатыми и бедными увеличивается. В стране с богатыми природными ресурсами множество людей прозябает в нищете. Как гласит народная индонезийская поговорка: «Мышь умирает от голода в амбаре, полном риса». Некоторые этнические и религиозные группы сосредоточили в своих руках огромные богатства, и это вызывает в обществе напряженность. Растут радикальные настроения, одно сообщество выступает против другого, чему способствует злоупотребление социальными сетями, где распространяется клевета в адрес отдельных социальных групп.
В сложившейся ситуации христианские общины заново переосмысливают свое единство. У них одни и те же тревоги, и они дают один и тот же ответ на вызовы несправедливой реальности. В то же время, сталкиваясь с проявлениями несправедливости, мы, как христиане, должны задумываться о том, в какой мере мы являемся их сообщниками. Только руководствуясь молитвой Иисуса «да будут все едино», мы можем свидетельствовать нашей жизнью о единстве в многообразии. Только через наше единство во Христе мы способны победить несправедливость и помочь ее жертвам.
Поэтому индонезийские христиане убеждены, что слова из книги Второзакония «правды, правды ищи, дабы ты был жив…» (Втор 16, 20) как нельзя лучше выражают их ситуацию и нужды. Перед тем, как народ Божий вошел в землю обетованную, он обновил свой Завет, заключенный с Богом. Центральная тема этой главы Второзакония – праздники, которые должен соблюдать народ Завета. После каждого праздника народ слышит поучение: «Веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» (Втор 16, 14, см. также 16, 11). Индонезийские христиане стремятся обновить в себе тот дух общинных праздников, который существовал в прежние времена. Может показаться странным, что в конце этой длинной главы включены два стиха о назначении судей, но они понятны в индонезийском контексте, когда связь между праздником для всех и соблюдением справедливости является как никогда актуальной. Мы, народ Завета, основанный Иисусом Христом, знаем, что радости небесного пиршества вкусят те, кто алчет и жаждет правды и подвергается гонениям за неё: «ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 6.10).
Церковь Христова призвана быть предвкушением этого Царства. К сожалению, из-за существующих между нами разделений, наше свидетельство ущербно. Нам не удается быть знаком Божьей любви к Своему народу. Несправедливость, обострившая противоречия в индонезийском обществе, разжигает и разделения внутри Церкви. Мы раскаиваемся в несправедливости, которая умножает разделения, но как христиане мы также верим в силу Христа, который прощает и исцеляет нас. Мы вместе стоим у подножия креста Христова, моля о том, чтобы Его благодать положила конец несправедливость, и о Его милосердии к нашим грехам, ставшим причиной наших разделений.
Размышления на восемь дней сосредоточены на выбранной теме. Чтобы помочь нам более глубоко размышлять о единстве и справедливости, темы на каждый день отражают ту борьбу, которую мы ведем против несправедливости. Эти темы таковы:
День 1: Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток! (Амос 5, 24)
День 2: Да будет слово ваше: да, да; нет, нет (Матфей 5, 37)
День 3: Благ Господь ко всем (Псалом 144, 9)
День 4: Довольствуйтесь тем, что есть (К Евреям 13, 5)
День 5: Он помазал Меня благовествовать нищим (Лука 4, 18)
День 6: Имя Его — Господь Саваоф (Иеремия 10, 16)
День 7: О, женщина! велика вера твоя (Матфей 15, 28)
День 8: Господь — свет мой и спасение мое (Псалом 26, 1)
Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!
(Амос 5, 24)
Амос 5, 22-25
Лука 11, 37-44
Размышление
Нередко христиане уделяют много внимания молитве и богослужениям, забывая о бедных и отверженных. Мы регулярно ходим в церковь, но в то же время угнетаем наших собратьев или эксплуатируем окружающую среду. Индонезийские христиане признают, что некоторые их соотечественники пламенно исповедуют свою веру, но при этом угнетают приверженцев других религий и конфессий, даже прибегая к насилию. В Евангелии от Луки Иисус напоминает нам, что знак истинного богопочитания — это деятельная справедливость. Он гневно осуждает тех, кто уклоняется от этой обязанности.
По словам пророка Амоса, Бог отвергает жертвы несправедливых людей: «Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!» (5, 24). Пророк настаивает на неразрывной связи благочестия и справедливости. Когда христиане сотрудничают, чтобы помочь бедным и угнетенным, они возрастают в единении друг с другом и с Триединым Богом.
Молитва
Боже вдов, сирот и странников, Ты показал нам путь справедливости. Помоги нам следовать по Твоему пути, прославляя Тебя делами справедливости. Да прославляют Тебя все христиане не только сердцами и умами, но и делами. Дух Святой да поможет нам повсюду трудиться ради справедливости, чтобы многие укреплялись в вере, видя плоды наших трудов. Во имя Иисуса. Аминь.
Да будет слово ваше: да, да; нет, нет
(Матфей 5, 37)
К Ефесянам 4, 22-25
Матфей 5, 33-37
Размышление
Насилие над ближними – это не только физическое нападение и разбой, но также сплетни и клевета. Социальные сети дают возможность «фейковым» новостям мгновенно достигать широкой аудитории. Индонезийские христиане осознают, что многие лживые слухи и предрассудки распространяются различными религиозными группами, в том числе и в христианскими. Из-за страха и угрозы гонений люди неохотно встают на защиту правды. Иногда они остаются безмолвными перед лицом несправедливости и лживых измышлений, сеющих в обществе страх.
Иисус прямо сказал: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Лживость разрушает хорошие отношения между людьми и между сообществами, включая и церковные общины. Нечестность разрушает единство Церкви. Послание к Ефесянам напоминает нам о том, что мы — «члены друг другу». Это призыв к христианам быть честными и ответственными, чтобы возрастать в братском общении. Если мы поступаем так, то не злой дух, а Святой Дух Божий будет пребывать с нами.
Молитва
Боже праведный, Дай нам мудрость отличать добро от зла. Пусть наши сердца будут честными, а уста говорят правду. Дай нам силу быть правдивыми, даже когда на нас нападают. Удержи нас от распространения обмана; Напротив, сделай нас вестниками единства и мира, Которые возвещают благую весть всему народу. Молим во имя Твоего Сына, Иисуса Христа. Аминь.
Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его
(Псалом 144, 9)
Псалом 144, 8-13
Матфей 1, 1-17
Размышление
«Благ Господь ко всем», — сказал псалмопевец, возвещая, что любовь Бога выходит за границы этноса, культуры, расы и даже религии. Рассказ о родословии Иисуса в Евангелии от Матфея вполне соответствует этим словам. В древности на женщин часто смотрели как на низших существ, собственность их отцов или мужей. Но Матфей среди предков Иисуса называет по именам четырех женщин. Две из них, Руфь и Раав, были язычницами. Трое других предков в этом генеалогическом списке известны как грешники — в их числе царь Давид, соблазнивший чужую жену. Причисляя их к родословию Иисуса и называя их частью человеческой истории Бога, евангелист утверждает тем самым, что Бог включает всех, мужчин и женщин, грешников и праведников, в Свой замысел спасения, независимо от их прошлого.
Индонезия — это государство, включающее в себя 17 тысяч островов и 1340 различных народностей. Индонезийские церкви часто делятся по этническому принципу. У некоторых групп возникает искушение смотреть на себя как на единственных обладателей правды. Тем самым они разрушают единство Церкви. Сегодня, когда возрастает национальный и религиозный фанатизм, и дух нетерпимости распространяется во всем мире, христиане могут служить человечеству, лишь вместе свидетельствуя о всеобъемлющей любви Бога, повторяя вслед за псалмопевцем, что «Господь благ ко всем».
Молитва
Отец, Сын и Святой Дух, единый Боже, Мы видим Твою великую славу, явленную во всем творении. Открой наши сердца, чтобы вместить всех угнетенных. Помоги нам возрастать в любви, побеждая предрассудки и несправедливость. Научи нас уважать уникальность каждого человека, Чтобы в нашем разнообразии мы были едиными. Эту молитву мы возносим во имя Твое святое. Аминь.
Довольствуйтесь тем, что есть
(ср. К Евреям 13, 5)
К Евреям 13, 1-5
Матфей 6, 25-34
Размышление
Автор Послания к Евреям предостерегает против чрезмерной любви к деньгам и материальным ценностям. Нам всегда кажется, что нам чего-то не хватает, но эти слова напоминают нам о Божием Провидении и заверяют нас в том, что Бог никогда не оставляет Свое творение. Используя плоды земли, рек и морей, милостивый Бог дает достаточно пищи и воды всем живым существам. И несмотря на это, множество людей лишены даже самого насущного. Человеческая слабость и жадность часто становятся причиной коррупции, несправедливости, бедности и голода. Вместо того, чтобы заботиться друг о друге и делить наше добро с нуждающимися, нас искушает желание копить и преумножать деньги, пищу и природные ресурсы для самих себя, своего народа или этнической группы.
Иисус учит, что материальные блага не должны быть нашей главной заботой. Нам следует искать прежде всего Царства Небесного и верить, что наш небесный Отец позаботится о нас. В последние годы некоторые индонезийские церкви оказывали финансовую, гуманитарную и образовательную помощь небольшим церковным общинам в сельской местности. На этом простом и практичном примере взаимной любви они демонстрировали единство со своими братьями-христианами — таков дар Бога для Церкви. Если мы будем вести скромную жизнь, не будем одержимыми желанием заработать или накопить как можно больше денег, то сможем сделать землю, наш общий дом, более справедливым местом.
Молитва
Милосердный Боже, Мы благодарим Тебя за Твои изобильные дары. Научи нас принимать все благословения В простоте и со смиренной благодарностью. Научи нас довольствоваться малым и делиться с другими нуждающимися, Чтобы все стали едины в любви, которая исходит от Тебя, Наш Триединый Боже, Живущий и царствующий во веки веков. Аминь.
Он помазал Меня благовествовать нищим
(Лука 4, 18)
Амос 8, 4-8
Лука 4, 16-21
Размышление
Пророк Амос критиковал торговцев, которые обманывали и угнетали бедных ради максимальной выгоды. По словам пророка, Бог видит их нечестивые дела и никогда не забудет их. Бог слышит вопль жертв несправедливости и никогда не оставляет отверженных и угнетенных.
Мы живем в эпоху глобализации, когда ужасающими темпами умножаются маргинализация, эксплуатация и несправедливость. Пропасть между богатыми и бедными становится всё глубже. Прибыль становится главным фактором в отношениях между народами, государствами и обществами. Экономические проблемы часто приводят к напряженности и конфликтам. Трудно спокойно жить в мире, где нет справедливости.
В силу единого крещения все христиане разделяют пророческую миссию Иисуса — провозглашать Благую весть бедным и слабым, как словами, так и делами. Если мы принимаем эту миссию, Дух Господень пребывает с нами, давая нам силу трудиться ради справедливости. Наше христианское достоинство побуждает нас говорить и действовать так, чтобы слова пророка Исаии, произнесенные Иисусом в Назарете, исполнялись каждый день для всех, кто нас окружает.
Молитва
Боже, наш Отче, прости нам наше властолюбие, и освободи нас от искушения угнетать наших ближних. Да поможет нам Твой Святой Дух жить в мире со всеми людьми, и вместе с Твоим Сыном Иисусом нести людям обещанную свободу от бедности и угнетения. Просим Тебя во имя Иисуса. Аминь.
Имя Его — Господь Саваоф
(Иеремия 10, 16)
Иеремия 10, 12-16
Марк 16, 14-15
Размышление
Сотворенный мир – это плод чудотворной силы Бога. Величие Бога явлено во всем творении: «Имя Его – Господь Саваоф».
Но сегодня мы переживаем глобальный экономический кризис, который угрожает выживанию природного мира. Обуреваемые алчностью, люди нещадно эксплуатируют природу. Во имя прогресса вырубаются леса, загрязняется почва, воздух, реки и моря. Земледелие становится невозможным, питьевая вода оказывается недоступной, гибнут животные. Нам всем следует помнить, что воскресший Иисус велел ученикам проповедовать Евангелие «всей твари» (Мк 16, 15). Никакая часть творения не исключена из Божьего замысла сотворить новый мир. Нужно отказаться от стремления эксплуатировать природу и примириться со всем творением, научившись ценить его.
Различные движения среди людей различных вероисповеданий в Индонезии и других странах помогать христианам осознать важность экологии и противостоять эксплуатации окружающей среды. Это позволяет христианам разных конфессий вместе свидетельствовать о Творце, которым «создано всё, что на небесах и что на земле» (1 Кор 1, 16). Когда мы объединяемся с другими христианами ради защиты нашего общего земного дома, это не просто активизм, но исполнение поручения Господа провозглашать Благую весть о Его целительной и обновляющей любви ко всему творению.
Молитва
Боже, исполненный любви, Твоим словом сотворено всё. Мы благодарим Тебя за вселенную, в которой явлены Твои слава, красота и доброта. Даруй нам мудрость бережно ступать по этой земле и вместе возвещать Твою благую весть всему творению. Аминь.
О, женщина! велика вера твоя
(Матфей 15, 28)
1 Царств 1, 12-18
Матфей 15, 21-28
Размышление
Священник Илий осуждает Анну, ошибочно приняв ее глубокую и горячую молитву за пьяное бормотание. Но просьба Анны не прогонять ее как «негодную женщину» смягчила его сердце, и он дал женщине благословение. Когда хананеянка умоляла Иисуса исцелить ее дочь, Он поначалу отказался, ответив, что пришел только ради Своего народа. Но она не отступала со своими просьбами и мольбами, и тогда, видя ее великую веру, Иисус дал ей просимое. В обоих случаях женщина, вначале отвергнутая и сочтенная недостойной внимания, произносила пророческое слово, которое смягчало сердца и вело к исцелению.
В наши дни женские голоса также нередко остаются отвергнутыми и неоцененными. Даже в наших церквях мы нередко потворствуем обесцениванию женщин. По мере того, как христиане осознают свою вину, они все яснее видят ужас насилия против женщин и детей, которых насильственно изгоняют из их домов и превращают в рабов. С ними, как и со многими другими рабочими-мигрантами, часто обращаются бесчеловечно, отказывая им в основных человеческих правах. В последние годы индонезийские церкви совместно выступили против торговли людьми и сексуального насилия над детьми. Их усилия вместе с усилиями приверженцев других религий тем более необходимы, поскольку число жертв в некоторых регионах страны возрастает ежедневно.
Когда христиане соединяются в молитве и изучении Писания, искренне слушая голос Бога, они понимают, что Бог и сегодня говорит с ними через вопль самых угнетенных членов общества. Вместе отвечая на призыв Бога, они желают объединиться в борьбе против бича работорговли и других язв нашего времени.
Молитва
Милосердный Боже, Ты —источник человеческого достоинства. Твоей благодатью и силой слова Анны преобразили сердце священника Илия; Твоей благодатью и силой Слова хананеянки побудили Иисуса исцелить ее дочь. Даруй нам, молящим о единстве Церкви, мужество отвергнуть все формы насилия по отношению к женщинам и прославлять дары Духа, которыми женщины служат Церкви. Просим через Иисуса Христа, Господа нашего, живущего и царствующего с Тобою в единстве Святого Духа, единый Бог во веки. Аминь.
Господь — свет мой и спасение мое
(Псалом 26, 1)
Псалом 26, 1-4
Иоанн 8, 12-20
Размышление
В течение Недели молитв о единстве христиан наши ежедневные размышления касались многих трудных ситуаций, с которыми сталкивается сегодняшний мир. Это алчность, насилие, нетерпимость, бедность, загрязнение окружающей среды, голод и торговля людьми. Церкви Индонезии осознают эти проблемы как вызовы, которые обращены ко всем христианам. Индонезийские христиане признают и исповедуют, что эти грехи запятнали в том числе и жизнь их церквей, нарушая единство и умаляя свидетельство миру. В то же время они видят множество многообещающих примеров того, как церковные общины объединяются, чтобы свидетельствовать о своем единстве во Христе. Христиане в других частях мира также могут привести много примеров из своей собственной жизни.
День за днем, год за годом, и в особенности в течение Недели молитв о единстве, христиане объединяются для совместной молитвы, исповедуя общую крещальную веру, слушая голос Бога в Писаниях и прося о единстве Тела Христова. Одновременно они признают, что Пресвятая Троица — это источник всякого единства, и что Иисус есть свет миру, Который обещает свет жизни всем, кто последует за Ним. Множество проявлений несправедливости в современном мире вызывают у них печаль или гнев. Однако они не теряют надежду, а действуют. Господь — их свет и спасение, и крепость их жизни — кого им бояться?
Молитва
Боже, наш Пастырь, благодарим Тебя за Твою любовь и заботу за Твою помощь во времена испытаний, и Твой свет во времена тьмы. Преобрази наши жизни, чтобы мы стали благословением для других людей. Помоги нам жить в единстве и многообразии, чтобы свидетельствовать об общении между нами. Отец, Сын и Святой Дух, единый Бог во веки веков. Аминь.
Текст совместно подготовлен и опубликован Папским советом по содействию единству христиан и Комиссией по вере и церковному устройству Всемирного Совета Церквей.
Русский перевод – Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве