«Lost» («Остаться в живых»): сериал с католической развязкой
Испанская газета La Razon опубликовала аналитическую статью, посвященную завершению показа телесериала “Lost” (в рус. версии – «Остаться в живых»), повествующего об истории людей, выживших в авиакатастрофе и оказавшихся на таинственном острове. Газета отмечает, что сериал, увлекший миллионы зрителей по всему миру, получил вполне католическое сюжетное завершение.
В своей статье журналисты Мар Веласко и Пабло Гинес отмечают: «Существуют два типа поклонников “Lost”: те, кто считает, что его ценность заключается в сюжете, и те, кто уверен, что она складывается из героев сериала. Для первых конец сериала стал в каком-то смысле разочарованием. Да, сценаристы могли бы разрешить множество вопросов, которые остались (и останутся) без ответа. Зато для вторых сериал окончился на самой высокой ноте».
По мнению журналистов, финал ответил на вопрос, «что было самым важным, что имеет отношение к человеческой душе, к смыслу и ценности жизни и возможности быть ‘спасенным’».
«В критические моменты жизни ‘человек веры’ превзошел ‘человека знания’. Был открыт путь к трансцендентальному и, несмотря на уважение ко всем вероисповеданиям (витраж с символами всех религий), это происходит именно по-христиански. Не напрасно Воскресший ожидал ‘потерянных’, когда они почти достигли полноты, находящейся на другой стороне характерно католической часовни, утверждают журналисты.
В последней серии таинственный остров предстает как реальное физическое место, «в котором герои ‘обретают спасение’ от своих разочарований и своего прошлого, хотя цена, которую некоторым из них приходится заплатить – это их собственные жизни (Локк, Джек). В христианстве “остров” – это физический мир, в котором странствует человечество, а Иисус Христос совершает искупление в акте самопожертвования на кресте», — поясняют авторы статьи.
Последний сезон “Lost” характеризуется «созданием того, что замышлялось как “параллельная реальность”, и что в конце предстало как своего рода “чистилище”, в котором каждый человек “вос-создает” ту жизнь, которую он или она хотели бы прожить в мире: Джек становится хорошим сыном и отцом; Кейт – невиновной; Сойер – порядочным офицером полиции; Бенджамин становится отзывчивым учителем… Когда все они признают и обнаруживают, что находились в этом «чистилище», то для одних открывается дверь в воскресение и вечность (“свет” в другом конце часовни), тогда как другие остаются в чистилище, поскольку у них еще есть проблемы, которые нужно решить (Бен, Элоиза, Ана-Люсия…).
Более того, любовь понимается не только как “эрос”, любовь обладания, но как “агапе”, любовь, которая ищет блага для другого. «Джек, я надеюсь, что кто-нибудь сделает для тебя то, что ты сделал для меня», — говорит Локк.
Другим ключевым элементом финала является прощение, которое находится в центре одной из наиболее сильных сцен всего сериала: Локк, убитый Беном, встречает его незадолго перед тем как вступить в вечность. «Джон, я действительно сожалею о том, что я сделал с тобой. Я был эгоистичен и ревнив, я хотел всего, что было у тебя». Локк ответил ему: «Если это хоть немного поможет тебе, я прощаю тебя, Бен». – «Спасибо, Джон. Это поможет мне. Это значит для меня больше, чем ты можешь себе представить».
Сериал завершается самопожертвованием главного героя. «Джек пожертвовал жизнью, чтобы спасти других. Никогда не веривший в особенности острова, он приходит к пониманию с помощью друга, Локка, который должен был умереть, чтобы показать ему дорогу. Эта была жертва, которая, в конце концов, обретает всю свою ценность и значение».
Перевод: Сибирская католическая газета