Кубинская декларация Папы и Патриарха: пункт о греко-католиках
Группа «Русские католики» продолжает подробный разбор кубинской декларации, в котором принимают участие миряне и священники, православные и католики.
Предлагаем вниманию наших читателей комментарий Сергея Сабсая о двадцать пятом пункте этой декларации.
—
Совместная декларация. Пункт 25:
Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении приемлемых форм взаимного сосуществования.
Пункт 25 совместной декларации весьма важен, при этом его значение, на мой взгляд, двояко. Восстановление греко-католической церкви на Западной Украине все 90-е и нулевые годы представлялось Русской православной церковью как главное препятствие на пути не то что к тесному общению, но даже к переговорам за одним столом – но на высшем уровне – с Римско-католической церковью. Теперь это препятствие снято, оно просто исчезло – хотя никуда не исчезла УГКЦ.
Очевидно, что изменился сам подход: исторически сложившаяся церковная община доказала свою жизнеспособность, она никуда не денется, не растворится внезапно и бесследно, поэтому бессмысленно возмущаться самим фактом её существования и ставить в зависимость от него общение с католиками как таковое. Появилась воля к диалогу – и существование греко-католиков перестало быть неустранимой преградой.
Думаю, что этот новый подход – исходящий из реальности окружающего мира, а не из собственных пожеланий – очень напоминает тот, что побудил Второй Ватиканский собор заново осмыслить и сформулировать отношение католической церкви к иным конфессиям и религиям.
Однако наряду с признанием права УГКЦ на существование заявлено о неприемлемости приведения одной общины в единство с другой путём отрыва её от своей Церкви. В чём смысл этого заявления? Греко-католики как существовали, так и продолжают существовать. Опасаться новых переходов крупных церковных общин из РПЦ в католическую церковь не приходится. Тогда зачем?
Думаю, это явный ход с прицелом на грядущий собор православных церквей. Известно, что сейчас обсуждаются сценарии возможного выхода Украинской православной церкви из-под омофора московского патриарха, и один из самых вероятных – через восстановление единства с Константинополем, который когда-то и даровал Киеву епископскую кафедру. И тут – совместное с папой предупреждение о том, что такой путь неприемлем для восстановления церковного единства.
Похоже, это явный церковно-дипломатический успех и сильный превентивный ход патриарха Кирилла. Со стороны же папы Франциска – проявление ответственности за судьбы вселенского христианства, способ купировать развитие возможного скандала между христианскими церквями. Ведь такой скандал может безусловно повредить тому самому свидетельству перед современным миром о Христе и Евангелии, которое является стержнем совместной декларации.
Сергей Сабсай, руководитель образовательного проекта «Школа знаний», верный прихода свв. Петра и Павла в храме св. Людовика в Москве.