Католические СМИ: Папа Франциск хочет канонизировать Антонио Гауди
В среду 16 декабря Папа Римский Франциск встретился с членами организации, целью которой является продвижение вопроса канонизации Антонио Гауди, известного как «архитектор Бога», сообщает Catholic News Agency.
Римский понтифик выразил надежду на то, что дело будет продвигаться вперед без замедлений.
По словам Хосе Мануэля Альмузары (Jose Manuel Almuzara), председателя Ассоциации за беатификацию Антонио Гауди, которого цитирует издание, в ходе встречи Папа Франциск заявил, что «Гауди — великий мистик» и что он надеется, что в ближайшее время знаменитый архитектор будет объявлен «слугой Божьим» — что означает успешное завершение первой стадии процедуры канонизации, принятой в Католической Церкви.
Ассоциация за беатификацию Антонио Гауди родилась в 1992 году как небольшая группа мирян, которые объединились вокруг идеи прославления каталонского архитектора, автора знаменитого собора Святого семейства в Барселоне, в лике католических святых.
В результате деятельности Ассоциации в 2003 году Ватикан официально запустил процедуру рассмотрения этого вопроса.
На прошлой неделе в Папском институте духовной музыки состоялась акция «Гауди и милосердие», в рамках которой прошла конференция, посвященная Антонио Гауди, а также благотворительный концерт с участием пианиста Мануэля Хосе Руиса Сегарры (Manuel Jos? Ru?z Segarra) и певицы Росио Мартинес (Roc?o Mart?nez).
Встреча участников конференции с Папой Франциском состоялась на следующий день во время так называемой широкой аудиенции. В ходе состоявшегося разговора Верховный понтифик рассказал, что он прочитал книгу «Саграда Фамилия. Великое творение Гауди» (“Sagrada Familia, Opus Magnum de Gaud?”), которую ему презентовал Х.М. Альмузара в апреле этого года.
Антонио Гауди. «Архитектор Бога» и «слуга Божий»
Антонио Гауди (1852—1926) — испанский (каталонский) архитектор. Его самая известная работа — базилика Святого Семейства в Барселоне. Строительство началось в 1883 году, а в 1914 году архитектор приостановил работы над всеми другими своими проектами, чтобы сосредоточиться исключительно на «Саграда Фамилия». Все последующие 12 лет, вплоть до своей смерти, А. Гауди трудился над этим проектом.
В 2010 году Бенедикт XVI освятил церковь и придал ей статус базилики. По различным оценкам, строительство может быть закончено как к 2026 году — 100-летию со дня рождения архитектора, так и позднее; в октябре главный архитектор проекта Жорди Фаули отказался назвать точные сроки полного завершения строительства. «Трудно предсказать, но мы можем предположить, что собор будет завершен к 2030—2032 годам», — заявил архитектор.
По состоянию на сегодняшний день реализовано приблизительно 70% работ.
Крещение «японского Гауди
Строительство базилики известно тем, что в ходе его были засвидетельствованы случаи обращения в католичество людей из других вероисповеданий. Например, в 1978 году для изучения знаменитого творения Гауди в Испанию прибыл 37-летний японский архитектор и скульптор Эцуро Сото (Etsuro Sotoo), который после близкого знакомства с творчеством Антонио Гауди принял решение принять католичество.
Для собора Святого Семейства японский мастер создал несколько скульптурных композиций, участвовал в работах по созданию колоколов собора, а также воссоздал скульптуры одного из порталов собора, Porta del Rosari, разрушенного в испанскую гражданскую войну.
Из-за приверженности творческим принципам каталонского архитектора у себя на родине Эцуро Сото получил прозвище «японский Гауди».
Беатификация Антонио Гауди: пока признанные чудеса отсутствуют
Руководство Ассоциации за беатификацию Антонио Гауди также встретилось с высокопоставленными представителями Римской Курии — префектом Конгрегации по канонизации святых кардиналом Анджело Амато (Angelo Amato) и секретарем конгрегации архиепископом Марчелло Бартолуччи (Marcello Bartolucci).
По словам Хосе Мануэля Альмузары, усилия Ассоциации получили одобрение ватиканских иерархов, однако никакие конкретные даты не были установлены.
Кардинал Амато призвал членов Ассоциации продолжить работу по сбору материалов для “la positio super vita, virtutibus et fama sanctitatis” — компиляции свидетельств о праведной жизни человека, вопрос о канонизации которого находится на рассмотрении Ватикана.
Х.М. Альмузара отметил, что в доклад (“positio”), который направляется в Конгрегацию по канонизации святых, включаются полная история возникновения идеи канонизации святого; свидетельства и документы, касающиеся его жизни, работы и свидетельства заступничества по молитвам святому; заключение о письменном наследии человека; документированная биография человека и информация о его выдающихся добродетелях.
Он также добавил, что, если Конгрегация по канонизации святых примет положительное решение и признает «выдающиеся добродетели» Антонио Гауди, документы затем будут переданы на рассмотрение Папы Римского, который вынесет окончательное решение об объявлении Гауди «слугой Божьим».
Х.М. Альмузара признал также, что, несмотря на то, что «признанное чудо как таковое» по молитвам Антонио Гауди пока не было засвидетельствовано, существуют несколько свидетельств отдельных лиц и некоторых семей, которые обращались к прославленному архитектору за помощью и получали ее. Эти свидетельства, по словам председателя Ассоциации за беатификацию Антонио Гауди, в настоящее время изучаются.
На сегодняшний день, отметил Альмузара, «нет конкретной даты объявления Гауди “слугой Божьим” или “блаженным”».
Беатификация в Католической Церкви
Беатификация (лат. beatificatio) — процедура причисления к лику блаженных, этап, предшествующий канонизации, или санктификации, установлению общецерковного почитания святости почившего праведника.
(В Православной Церкви точный аналог беатификации как ступени свидетельства о святости перед канонизацией отсутствует, но отчасти ее напоминает акт причисления человека к чину местночтимых святых.)
В Католической Церкви разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году Папой Урбаном VIII. Четкие канонические требования к процедуре беатификации установил Папа Бенедикт XIV.
Процесс предусматривает проверку ортодоксальности сочинений «кандидата» (если таковые имеются), оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей, а также засвидетельствование чудес, совершенных по заступничеству «потенциального» блаженного (это требование необязательно только для мучеников).
Также собираются доказательства об отсутствии незаконного культа, так как до провозглашения человека блаженным разрешены лишь личные формы почитания праведника.
Сначала в Ватикан представляется так называемое “positio” — достаточно обширное досье на «кандидата» в блаженные, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь и факты чудотворений (по большей части — неожиданных исцелений тяжелобольных). Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания как сторонников беатификации, так и ее противников, тех, кто не верит в чудеса, совершенные «кандидатом» (до 1983 года критиков доводов в пользу канонизации назначали в обязательном порядке и называли «адвокатами дьявола»).
Если процесс завершается в пользу «кандидата», досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по канонизации святых, где его анализирует уже так называемая медицинская комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди. Комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или иного логического объяснения.
Если комиссия не находит подобного объяснения, Конгрегация подтверждает, что чудо действительно имело место и явлено оно было по молитвам или при благодатной помощи именно этого «кандидата». Только после этого Папа подписывает соответствующий официальный акт провозглашения нового блаженного.
Новейшие реформы процесса причисления к лику блаженных в духе Второго Ватиканского собора, ознаменовавшего либерализацию подхода к святости, проводили Павел VI (документ “Sanctitas clarior”, 1969 г.) и сам Иоанн-Павел II (апостольская конституция “Divinus Perfectionis magister”, 1983 г.). В результате была существенно умерена жесткость требований к чистоте учения, зафиксированного в писаниях «кандидата», и исключительности его духовного подвига, но акцентировался социальный аспект христианского служения, который теперь играет очень важную роль при вынесении суждения о беатификации.
Процесс беатификации начинает, как правило, епархия, на территории которой расположена могила праведника. Епархия представляет кандидатуру в Ватикан и получает от Святого Престола решение “nihil obstat” («отсутствуют возражения») на начало процесса беатификации. С этого момента умершего официально именуют титулом «слуга Божий».
Обычно решение “nihil obstat” дается не ранее чем через пять лет после смерти праведника, однако папа может своим решением сократить этот срок или вообще отменить. Наиболее известными случаями отмены пятилетнего срока были решения пап по кандидатурам блаженной Терезы Калькуттской и Папы Иоанна Павла II.
Процесс беатификации завершается собственного обрядом причисления к лику блаженных, который обычно проходит в соборе св. Петра. При этом открывается покрытая тканью икона блаженного, читается декрет о беатификации и поется гимн Te Deum.
Источник: Rublev.com