Картины, спасенные от пожара в Нотр-Дам-де-Пари, отреставрированы и будут выставлены на обозрение
Когда 19 апреля 2019 года загорелся собор Парижской Богоматери, смелость и находчивость пожарных оказались решающими фактором, благодаря которому удалось спасти большую часть убранства древнего храма. Сделав «живую цепь», пожарники вынесли в безопасное место произведения искусства, реликвии и ценные книги. В пятилетнюю годовщину пожара выставка, на которой будут представлены многие из спасенных работ, будет открыта в Mobilier National в Париже, где хранится коллекция французской мебели, передает «Седмица» со ссылкой на АrtnetNews.
Как следует из названия выставки «Восстановление великого декора Нотр-Дам», выставка демонстрирует выдающееся мастерство реставраторов, которые тщательно восстановили картины, гобелены и ковры сгоревшего здания.
«После пожара 2019 года около 1000 мастеров ежедневно работали над восстановлением собора, среди них есть реставраторы живописи», — сообщили в Mobilier National. — «Наряду с картинами эскизы, рисунки и мультимедиа будут использоваться, чтобы продемонстрировать исключительные ноу-хау реставраторов наследия».
Среди 21 картины, представленной в Mobilier National, есть 13 ценных религиозных произведений 17-го века, известных как «Майские», названные так в честь месяца, в котором гильдия парижских ювелиров подарила их собору. Эти картины, созданные для выражения обновленной католической веры после разрушительной серии войн между католиками и протестантами в последние десятилетия 16 века, были написаны лучшими художниками страны. Обычно на этих произведениях присутствуют изображения деяний апостолов.
Сами «Майские» пережили множество злоключений. Начиная с 1630 года, их вешали на каменных колоннах рядом с нефом, а затем разбросали по храму во время волнений Французской революции. Возвращенные в 1802 году, они были признаны несоответствующими стилю средневекового собора при реконструкции Нотр-Дама в 1860-х годах и отправлены в Лувр, где оставались до 1905 года. Из 76 ранее хранившихся в соборе «Майских» местонахождение 52 известно.
Несмотря на то, что «Майские» не пострадали от пожара, Региональное управление по делам культуры (DRAC) решило провести их давно назревшую реставрацию, наняв для этой задачи 50 реставраторов на 24-месячный период. В Mobilier National картины представлены в хронологическом порядке.
На выставке можно увидеть «Святого Петра» кисти Лорана де ла Гира, «Святого Андрея» в исполнении Шарля Ле Брена – Первозванный апостол изображен за несколько мгновений до того, как на него напали римские солдаты. Эта напряженная и мрачная работа стала первой после учебы Ле Брена в Риме и во многом способствовала укреплению его художественной репутации. Также на выставке представлен «Святой Павел» Николя Луара – апостол изображен в момент, когда он ослепляет волхва на глазах у кипрского проконсула.
Также следует отметить ковер для хоров весом в одну тонну и длиной почти 90 футов, который был заказан королем Карлом X в 1825 году и спроектирован так, чтобы имитировать готический витраж. За исключением крупных событий (таких как свадьба Наполеона III или визит Папы Иоанна Павла II), его редко выставляли напоказ. В Mobilier National выставлена только его верхняя половина — нижняя все еще реставрируется и оснащается защитной тесьмой.
Mobilier National также представит 14 гобеленов, изображающих жизнь Девы Марии, которые были заказаны кардиналом Ришелье в середине 17 века. Созданные для украшения хора Нотр-Дама, они потом были проданы Страсбургскому собору (в 1739 году).
Немного более современный поворот представлен в заключительном разделе выставки, где показаны примеры новой литургической мебели, спроектированной Ионной Вотрен и изготовленной компанией Bosc, базирующейся в Ландах (Франция).
Собор Парижской Богоматери должен вновь открыться 8 декабря 2024 года, общие затраты на его восстановление составили около 1 миллиарда долларов.
Выставка «Восстановление великого декора Нотр-Дам» будет работать в Париже с 24 апреля по 21 июля 2024 года.