Кардинал Курт Кох о литургической «реформе реформы»
В номере Ватиканского (полу-) официоза «L’Osservatore Romano» от 15 мая с.г. помещен материал об однодневной конференции прошедшей в Папском университете Св. Фомы Аквинского спустя день после оглашения инструкции о правильном применении motu proprio Бенедикта XVI «Summorum pontificum», которым Триденской Мессе был придан статус «экстраординарного обряда». На конференции, посвященной дискуссии над вышеупомянутым документом, выступил председатель Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох (среди присутствующих был также префект Конгрегации богослужения и дисциплины Таинств кардинал Антонио Каньисарес Льовера).
Кардинал Курт Кох говорил о значении старой формы литургии для дела «внутрикатолического экуменизма». Если предприятие не увенчается успехом, то это будет иметь негативные последствия для всего экуменического движения.
Вопреки ожиданиям, инициатива Бенедикта XVI адресована не только группам католиков, привязанным к прежней форме литургии, как скажем верные Братства Св. Петра или сторонники архиепископа Лефевра. Кардинал Курт Кох видит происходящее в гораздо более широкой перспективе. На самом деле речь идет о «реформе реформы», а также об окончательном отказе от так называемой «герменевтики разрыва» в интерпретации II Ватиканского Собора. Для председателя Папского Совета по содействию христианскому единству «главная проблема» современной Католической Церкви – это не сторонники старой формы литургии, а те, кто не следует линии Папы Бенедикта XVI в интерпретации наследия II Ватиканского Собора и не признает непрерывности церковной традиции. Это несогласие ярче всего проявляется как раз в вопросах литургии, поскольку именно литургическая реформа была самой первой и самой спектакулярной из реформ Собора. Но та же проблематика отличает и другие сферы жизни Церкви, включая и экуменизм.
Далее кардинал Кох перечислил серию «дуализмов», в сетях которой оказалась церковная литургия в результате ошибочной реформы. Так, например, звучат утверждения, что до реформы Евхаристия понималась, прежде всего, как Жертва, а ныне – прежде всего как трапеза. Что прежде в ней видели дело священника, а ныне – дело всего собрания верных. С точки зрения ватиканского кардинала, подобных ошибочных интерпретаций Евхаристии ныне придерживаются широкие круги католиков, а потому инициатива Бенедикта XVI направлена на возвращение к прежней форме литургии. «Эта форма не принадлежит прошлому, — сказал он, — она остается ценным наследием, к которому необходимо прибегать и сегодня». Именно таково, согласно кардиналу Курту Коху, главное намерение motu proprio Бенедикта XVI. С помощью этого документа Папа надеется пробудить новое всецерковное литургическое движение, которое непременно будет вызвано уже самим фактом возвращения Тридентской Мессы в повседневную жизнь Церкви.
Далее кардинал Курт Кох высказал предположение, согласно которому две формы Мессы (Тридентская и реформированная) недолго будут существовать параллельно друг другу. Со временем возникнет новая форма литургии, включающая лучшие элементы обоих обрядов. Кардинал отметил, что новое литургическое движение имеет многих противников, которые считают пособорные реформы в Церкви неприкосновенными и будут их защищать, тем самым обнаруживая свой упрямый консерватизм. Но, принимая во внимание реальное состояние современной литургии, критическая оценка послесоборной реформы выглядит как нельзя более актуальной. «Следует спросить, — задает риторический вопрос кардинал, — а в самом ли деле в пособорной реформе были учтены все пожелания отцов Собора? А может быть наоборот, некоторые основополагающие положения Конституции о Божественной Литургии были проигнорированы, а затем было сознательно решено идти дальше, чем это намеревался делать Собор?» И в этом контексте становится понятным, сколь насущна «реформа реформы», старт которой дал Бенедикт XVI, обнародовав свое motu proprio «Summorum Pontificum», — подвел итог глава Ватиканской дикастерии.
Перевод: Сибирская католическая газета