Кардинал Кох о католическом понимании экуменизма

В Папском Латеранском университете состоялся симпозиум «Единство: иллюзия или обетование?» — организованный в рамках Года Веры. С рассуждениями о сути и измерениях экуменизма выступил президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох.

Кардинал отталкивался от священнической молитвы Иисуса Христа (Ин. 17) – о том, чтобы «все были едино». Обычно при приближении смерти человека занимают не какие-то незначительные вещи, а самое главное, то, что находится в глубине сердца и что непременно хочется передать тем, кто будет жить после него. Именно так и следует воспринимать слова Иисуса Христа в преддверии Страстей и смерти. Поэтому единство христиан нельзя ни в коей мере считать иллюзией: это – обетование Иисуса.
Однако именно как иллюзию воспринимает идею единства современный плюралистический и релятивистский мир. К сожалению, такой менталитет коснулся и самого христианства. А ведь единство – это основная категория христианской веры.

Священническая молитва Иисуса раскрывает глубочайшие измерения экуменического движения в свете веры. Христианский может существовать только как присоединение христиан к священнической молитве Иисуса.
Кардинал Кох заметил, что Иисус не предписывает единства Своим ученикам и не требует его от них, но Он именно молится о нём. Это очень важно для понимания экуменической ответственности сегодня, что нашло своё отражение в Неделе молитв о христианском единстве, организуемой ежегодно в январе. Посредством молитвы о единстве мы, христиане, выражаем наше убеждение в том, что мы не созидаем единство, не определяем его формы и момент осуществления, а лишь можем принять его как дар. Это неоднократно подчеркивает в своем учительстве Папа Бенедикт XVI. Экуменизм не является плодом наших действий, а мы, христиане, должны позволить Святому Духу действовать в нас таинственным образом. При этом, конечно же, Святой Дух действует не без нас, а с нами и через нас. Мы не должны сомневаться в том, что Святой Дух укажет нам направление и дарует намного больше, чем мы осмеливаемся надеяться и мечтать.

Верное понимание духовного измерения экуменизма ведет к пониманию того, что единство Церкви не относится лишь к невидимой реальности. Это противоречит священнической молитве Иисуса, который говорит: «Да будут едино, как мы едино». Иисус видит глубокое основание единства Своих учеников в единстве любви Пресвятой Троицы. Церковь – икона Троицы, поэтому ее единство должно обрести и видимую форму в нашем мире. Этим вопросом занимается Папа Бенедикт XVI во втором томе книги «Иисус из Назарета». Он утверждает, что единство не исходит от мира, и нельзя к нему прийти силами мира, которые приводят, наоборот, к разделениям. Единство может исходить только от Отца через Сына.

Некоторые Церкви и церковные общины постепенно утратили изначальную цель единства: общность веры, Таинств и церковных служений, — в пользу постулата взаимного признания Церквей как частей единой Церкви, основанной Христом. Тем самым, — констатировал кард. Кох, — единство воспринимается как сумма различных церковных общин. Это не соответствует библейскому образу Церкви как нераздельного Тела Христова. Истинная цель экуменизма – это преобразование множества конфессиональных Церквей во множество поместных Церквей, которые, отличаясь разнообразием форм, оставались бы единой Церковью.

Кардинал Кох затронул затем вопрос евангелизации: миссионерская конкуренция различных Церквей является скандалом, дискредитирующим евангельское благовествование. Поэтому экуменизм и евангелизация – это «близнецы, которые ссылаются и полагаются друг на друга». Только преодолев разделения, мы будем в состоянии свидетельствовать христианские ценности в условиях секуляризации.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна