Как Католическая Церковь относится к эксгумации?

Как Католическая Церковь относится к эксгумации?

ВОПРОС:

Как Католическая относится к эксгумации, допустимо ли это?

ОТВЕТ:

, то есть извлечение останков из места захоронения, производится, например, для судебного расследования. Она может помочь установить или уточнить причину смерти или раскрыть преступление, определить виновного в убийстве и, наоборот, освободить несправедливо обвиняемого.

Эксгумация проводится и самой Церковью, например, для определения подлинности мощей или для перезахоронения подвижников, прославленных Церковью. также с древних времен помещались под алтарь храмов для освящения. Эта практика была официально признана в 398 году на Карфагенском соборе, а в 787 году, на Никейском соборе, она стала обязательной. Конечно, проводилась эксгумация останков, их частицы стали востребованы, верующие почитали также пустые гробницы, в которых ранее покоились мученики.

В 1925 году Папа Пий XI учредил Папский институт христианской археологии, один из ведущих образовательных и научных центров, где была разработана практика опознания мучеников на древних кладбищах. Еще до этого, в Своде канонического права 1917 года, было введено обязательное опознание останков Слуг Божиих для завершения процесса беатификации. Это называется recognitio. Опознание останков имеет целью установление их подлинности и степени сохранности. Оно может проводиться даже не один раз, помогая убедиться в том, что мощи не были заменены и остались нетронутыми.

Такая эксгумация на основании канонических предписаний 1917 года производилась, например, с останками двух фатимских пастушков (в 1935 году). Во время понтификата Иоанна Павла II была проведена эксгумация наиболее почитаемых подвижников, святых и блаженных Католической Церкви: Папы Иоанна 23, Папы Пия 9, супругов Луиджи Бельтраме и Марии Куаттрокки, Луиджи Орионе (эксгумация была проведена трижды), эксгумация святой Клары Ассизской в 1986 году (предыдущая эксгумация восходит к 1850 году); святого Антония Падуанского.

Неоднократно были эксгумированы останки святого Франциска Ассизского: первый этап опознания восходит к 1818 году, при Папе Пие VII. Тогда останки были помещены в крипту – ту же, где покоятся и сегодня. Крипта была видоизменена в прошлом веке. Затем, в 1978 году, при Папе Павле VI, мощи святого Франциска были помещены в ковчег из органического стекла, где они находятся по сей день. В 1994 году было проведено медицинское исследование останков, подтвердившее хорошую сохранность мощей. Последняя эксгумация произведена 25 марта 2015 года.

Благодаря эксгумации была определена причина смерти словацкого блаженного Василя Хопко, мученика коммунистического режима. В результате токсикологического исследования останков был обнаружен мышьяк, который, по-видимому, ему вводили малыми дозами в течение продолжительного времени.

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна