Из истории Вильнюсского святилища

В святилище в Острой Браме в Вильнюсе на стыке веков — особенно во время мучительных и печальных опытов истории — поляки и литовцы особенным способом высказывали свою любовь к Пресвятой Богородице. Здесь поручали Ей радости и заботы повседневной жизни, здесь высказывали благодарение за блага, которые Она щедро предоставляла.

Острая Брама была построена вместе с оборонными сооружениями Вильнюса в первые годы XVI века. Согласно тогдашним обычаям, на стенах города вывешивались картины религиозного содержания. В Острой Браме (Острых Воротах) тоже помещались такие изображения, но сегодня мы ничего о них не знаем, потому что под влиянием времени и атмосферных явлений они подверглись разрушению.

Бургомистры Вильнюса решили тогда заказать две картины — Иисуса Христа и Матери Милосердной. В 1620 году Вильнюс избрал покровителем орден босых кармелитов, которые вблизи Острой Брамы построили небольшую деревянную церковь. Монахи с самого начала распространяли культ Матери Божьей. Построили новую кирпичную церковь под именем Святой Терезы (освящена в 1654 году епископом Ежи Тышкевичем).

В 1668 году управление Вильнюса официально поручило босым кармелитам опеку над иконой Матери Божией, разрешив им построить часовню. 12 апреля 1671 года в ней было размещено изображение Пресвятой Девы. Во время пожара в Вильнюсе, который начался 18 мая 1706 года, над часовней увидели Матерь Божью, гасящую огонь. С этого момента в часовне начали специальный молебен — к Матери Божьей Остробрамской, который служили и в последующие годы, всегда 18 мая. В XVIII веке построили сегодняшнюю каменную часовню.

Культ Матери Божьей из Острой Брамы особенно развился в первой половине XVIII века. К остробрамским властям приходили паломники из разных частей Речи По-сполитой. Через десятки лет у ее подножья молились не только католики двух обрядов, но также и православные. В XVIII веке начали делать копии ее изображения, а стражи санктуария печатали разные издания, пропагандирующие культ Пресвятой Девы из Острой Брамы, среди них — маленькие иконки, представляющие «Госпожу из Острых Ворот».

Во время захвата Польши Россией, Австрией и Пруссией в 1842 году монастырь босых кармелитов в Вильнюсе был захвачен. После 280 лет стражи возле Острой Брамы монахи были изгнаны из Вильнюса, но культ Матери Божьей продолжал развиваться. Особое влияние на его развитие имел отец Казимеш Залевский, который и был здесь хранителем в 1854-1864 годах.
Санктуарий имел большое влияние на развитие религиозной жизни в это время, когда Польши не было на карте. Прежде всего, он был пристанищем веры и надежды. Перед чудесным изображением Богородицы молился происходящий родом из Вильнюса святой Рафаил Калиновский, ставший позднее монахом — босым кармелитом. Мария из Острой Брамы была источником вдохновения для многих творцов, авторов, художников, среди них — Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Игнаций Крашевский, Станислав Монюшка — автор четырех Остробрамских литаний.

К концу XIX века культ Матери Божьей Остробрамской охватил всю страну, как и культ Марии Ченстоховс-кой. Не удалось российскому генералу Муравьеву закрыть часовню и перенести икону в православный монастырь Святого Духа. Изменили только надпись: «Мать Милосердия, под Твою защиту…» — с польского на латинский. В 1914 году в Варшаве был напечатан медальон с изображением Матери Божьей Остро-брамской и надписью: «Боже, спаси нашу страну».

Уже в независимой Польше, в 1936 году, босые кармелиты вернулись в Острую Браму. Еще раньше, 2 июля 1927 года, с согласия Папы Пия XI состоялось возложение корон на икону, которое стало великой патриотическо-религиозной манифестацией. Участвовал в ней и маршал Юзеф Пилсудский, который питал особенное уважение к Матери из Острой Брамы.
Спустя 6 лет в Вильнюс прибыла сестра Фаустина Ковальская, в этом монастыре, в общине сестер Матери Божьей Милосердия она призналась перед отцом Михалом Сопоцко, что Иисус приказал ей расширять культ Божьего Милосердия и написать икону, которую она увидела во время явления. Икона эта, кисти Евгениуша Казимировского, по требованию Иисуса была помещена в Острой Браме на окончание Юбилейного года — с 26 по 28 апреля 1935 года.

Во время Второй мировой войны кармелиты были заключены в тюрьмы, а их монастырь ограблен. В 1946 году большинство из них вернулось в Польшу, а пастырскую работу в Острой Браме приняли епархиальные священники. Несмотря на сильные ограничения во время коммунистического периода, в Острой Браме в организованных паломничествах участвовало несчетное количество людей. Подпольно печатались или привозились из-за рубежа маленькие иконки с изображением чудотворного образа. Сильное оживление культа наступило после получения Литвой независимости.

Во время понтификата Иоанна Павла II

Еще в день избрания на Святой Престол Папа Иоанн Павел II решил передать пиуску (шапочка епископов) как дар Матери Божьей Остробрамской в Вильнюсе. Это было время, когда выполнить это пожелание Папы можно было, только провезя пиуску… контрабандой.

Советские власти дважды отказали Святому Отцу во въезде в Литву — в 1984 году, когда проходили торжества 500-летия со дня смерти святого Казимира, и в 1987 году, когда праздновалось 600-летие крещения Литвы. Паломничество смогло совершиться только в 1993 году. В Остробрамской часовне 4 сентября Святой Отец возглавлял молитву святого Розария. Он сказал тогда: «Благодарю Матерь Христа за то, что после многих лет страданий и испытаний Литва и соседние с ней страны смогли выйти из мрака оккупации и преследований, вынужденного молчания о Боге и обессиливающего недостатка фундаментальных свобод».

Войчех Свенткевич

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна