Имеют ли право католики публично критиковать Папу?

Имеют ли право католики публично критиковать Папу?

Мы живем в эпоху такого бурного развития средств массовой коммуникации, что буквально каждое слово, каждый шаг Папы становится публичным, каждый может его прокомментировать. В этом нет ничего дурного, поскольку каждый имеет право на собственное мнение, особенно когда это не касается основных элементов нашей веры.


Но мы явно выходим за рамки евангельского духа, когда взращиваем негативные высказывания, разрушая тем самым то, на чем зиждется все здание Церкви: любовь. Именно любовь должна быть движущей силой для верующего: мы призваны любить друг друга так, как любит нас Бог. На основе этого критерия и можно оценить те или иные критические высказывания. Как говорит евангелист Иоанн, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4,16). Именно на основании любви будем судимы и мы сами в конце наших дней, именно любовь привлекает на нас Божье благословение.

Таким образом, любая вещь, в том числе , должна вдохновляться любовью, чтобы оставаться на евангельской стезе. В противном же случае будет грехом, иногда даже смертным.

Какие критерии следует иметь в виду, чтобы определить, насколько критика следует евангельскому духу? Здесь полезно обратиться к принципу, выраженному Блаженным Августином: «In necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas». Это можно истолковать так: в главном — единство, в сомнении — свобода, во всём — любовь.

В главном – единство: что же относится к главному? Главное – это истины веры и нравственности. Мы знаем, что Иисус Христос обещал уберечь апостола Петра от ошибок в главном. В сомнении же, то есть в том, что можно подвергать различным интерпретациям, каждый свободен думать так, как хочет. В этой сфере допустимо иметь различные мнения. Но и здесь уместно рассуждать, должны ли эти сомнения быть предметом публичной полемики. Увы, в этом случае очень легко утратить именно дух любви, о которой шла речь выше, и спровоцировать неприязнь к тому, кого Сам Христос поставил пасти Своих овец. Собственно, это можно отнести к греху злословия, то есть осуждения ближнего у него за спиной. «Не коварствуй языком твоим», — гласит Писание (Сир 5,14). Цель злословия – дискредитировать ближнего, поэтому злословящий ставит акцент именно на тех фактах, которые могут очернить человека или по меньшей мере принизить его. Грех осуждения состоит в том, чтобы представить человека в неприглядном свете, чтобы вызвать у других негативные чувства по отношению к нему: «Человек грешник смутит друзей и поселит раздор между живущими в мире» (Сир 28,9).

«Во всем – любовь»: это не нуждается в толкованиях. Критика также может быть произнесена с любовью.

Допустимо ли критиковать Папу и делать это публично? Вот что говорит святой Фома: «Если существует опасность для веры, то подчиненные обязаны упрекнуть предстоятеля, в том числе публично. Вот почему святой Павел, хотя и был подчиненным для Петра, из-за опасности соблазна для веры упрекнул его публично» («Сумма теологии» 2,2).

Однако святой Фома добавляет, что недопустимо «упрекать вышестоящего без уважения или злословить о нем». Нередко именно в таком духе звучит критика в адрес Святейшего Отца. Во многих высказываниях не хватает душевного равновесия, уважения, любви.

Вернемся к Евангелию. Когда один из служителей первосвященника ударил Иисуса Христа по щеке, Он ответил ему сдержанно: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин 18,23). Именно такими должны быть дискуссии между христианами, так чтобы неверующие и верующие других религий могли изумиться так же, как это передает Тертуллиан: «Смотрите, как они любят друг друга!».

Таким образом, чтобы оставаться в Божьей благодати, лучше держаться подальше от язвительной критики, не соответствующей духу Евангелия.


Ольга Сакун

Источник: Vatican News

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна