Греко-католики и православные празднуют Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 января (6 января по «старому стилю») христиане византийской традиции, живущие по Юлианскому календарю, празднуют Крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан, совершенное святым Иоанном Предтечей.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января, и назывался этот праздник Теофанией – «Богоявлением», что указывало на воплощение Бога-Слова в мире и на откровение Пресвятой Троицы над Иорданскими водами. Однако с V века на Востоке Рождество Христово стало праздноваться отдельно, 25 декабря (по Юлианскому календарю), и, таким образом, единственным содержанием праздника Богоявления осталось событие Крещения Господня. С того же времени период, начинающийся с Рождества и заканчивающийся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения, стал называться «святками».
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — «сочельник» (или «сочевник») связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Согласно восточной христианской традиции, Крещенский сочельник является постным днем в память о трагической судьбе Иоанна Предтечи, который крестил Иисуса в реке Иордан и благовествовал о Нем, а позднее был заключен под стражу и казнен царем Иродом Антипой.
В Сочельник и непосредственно в сам день Крещения Господня после Литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение (Водосвятие) называется «великим» по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только прообразом омовения грехов в Таинстве крещения, но и действительным освящением самого естества вод через погружение в них Бога во плоти. Вода, освящаемая на Крещение Господне, называется Агиасмой или просто «Крещенской водой». Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века обряд Великого водоосвящения совершают два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления, 6 (19) января.
В эти дни верующие кропят крещенской водой свои дома, священники освящают водоемы.