Глубоко религиозные люди и атеисты боятся смерти меньше других
Исследование, проведенное британскими, австралийскими и новозеландскими учеными, показало, что атеисты и наиболее религиозные люди меньше всего подвержены страху смерти. Результаты работы опубликованы в журнале Religion, Brain & Behavior.
Мысли о тесной взаимосвязи между религией и страхом, в том числе страхом смерти, высказывались философами еще до нашей эры, об этом писал, например, Лукреций Кар — римский поэт и философ. Этой теме посвящена также современная теория управления страхом смерти (англ. Terror Management Theory), согласно которой в каждом человеке присутствует базовый психологический конфликт, вытекающий из желания жить и осознания неизбежности смерти.
Этот конфликт порождает экзистенциальный страх, для преодоления которого, как предполагают ученые, люди создали культуру и религию.
Страх смерти и религиозное мировоззрение. Выводы ученых
Чтобы выяснить, действительно ли религия помогает справиться со страхом смерти, сотрудники Оксфордского университета (Великобритания) с коллегами из других вузов провели систематический обзор и метаанализ качественных исследований на эту тему, выполненных в разных странах мира.
Всего в работе использовали данные ста оригинальных работ и шести метаанализов, проведенных с 1961 по 2014 годы с общим участием около 26 тысяч человек. В анализе учитывались различные параметры религиозных воззрений, такие как вера в Бога и загробную жизнь, совершение религиозных ритуалов и посещение храмов, «социальный» (формальный) или «истинный» характер веры и другие.
Анализ выявил следующую тенденцию: меньший страх смерти демонстрировали убежденные атеисты и наиболее религиозные люди. Кроме того, истинно верующие боялись смерти меньше, чем исповедующие религию из прагматических соображений.
Исследователи отмечают, что результаты вошедших в метаанализ исследований были крайне неоднородными; в некоторых из них вообще не удалось показать значимой взаимосвязи между отношением к религии и страхом смерти. По мнению ученых, это может свидетельствовать о том, что подобная взаимосвязь не фиксированная, а может меняться в зависимости от контекста.
Кроме того, как указывают авторы, большинство работ были проведены в США и учитывали ответы, полученные от последователей авраамических религий. Лишь несколько из них были выполнены на Ближнем Востоке и в Восточной Азии, что, как признают сами ученые, не позволяет назвать полученные результаты универсальными и требует дополнительных исследований.
«Найденная закономерность значительно усложняет старую точку зрения о том, что религиозность уменьшает страх смерти. Вполне может быть, что атеизм тоже примиряет со смертью, или что у людей, которые не слишком боятся смерти, просто нет побуждения быть религиозными», — пояснил изданию руководитель проекта Джонатан Джонг (Jonathan Jong).
Ранее ученые выяснили, что распространенное мнение о пренебрежительном отношении врачей к смерти не соответствует действительности, а помочь справиться со страхом ухода из жизни может виртуальная реальность. Также исследователи показали, что религиозность помогает повысить социальный статус, а детей делает менее альтруистичными.
Все основные религии имеют учение, описывающее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они как правило считают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо заканчивающегося достижением жизни вечной (в христианстве) или нирваны (в буддизме).
Существует ли «хорошая смерть»
Проблема подготовки человека к смерти находится в центре внимания не только религиозных философов и богословов, но и светских ученых. Например, весной 2016 года ученые из Института по проблемам старения при Университете Калифорнии в Сан-Диего (Калифорния, США) провели исследование, по результатам которого они вывели условную формулу «хорошей смерти» — они составили список условий, которые, по мнению смертельно больных людей и их родственников, способны скрасить последние часы земной жизни умирающих.
Почти все без исключения опрошенные сошлись на том, что существуют два главных слагаемых идеального, по их мнению, завершения жизни; это, во-первых, окружение умирающего человека, состоящее из близких людей, а во-вторых — комфортная обстановка, в которой он находится в последние свои дни. В пользу этих непременных условий «хорошей смерти» высказались около 100% пациентов и членов их семей и 94% медицинских работников.
Кроме того, было зафиксировано широко распространенное мнение о том, что важным условием достойной кончины является отсутствие физических страданий: в пользу этого высказались 90% членов семей пациентов, 85% самих смертельно больных людей и 83% медицинского персонала.
Для большинства пациентов перед лицом приближающейся смерти принципиально важным оказался религиозно-духовный аспект: 65% опрошенных больных людей выразили пожелание иметь возможность получить перед смертью утешение в беседе с духовником, в церковных таинствах — исповеди и причастии. В то же время лишь 50% их родственников посчитали важной эту стороны проблемы; с ними согласились 59% сотрудников медицинских учреждений.
Родственники умирающих уделили большее внимание такому аспекту, как уважение человеческого достоинства в отношении смертельно больного пациента. Около 80% членов семей умирающих высказали пожелание, чтобы люди, окружающие в последние дни их родственников, проявляли к ним уважение и внимательность и стремились выполнить их пожелания. С такой постановкой вопроса согласились 61% медицинских работников и лишь 55% самих пациентов.
Помимо этого, члены семей смертельно больных людей высказались в пользу сохранения привычного для пациентов качества жизни; 70% опрошенных в этой категории отметили, что их умирающие родственники должны ощущать ценность и важность собственной жизни даже в самые последние дни и часы.
В этом их поддержали лишь 35% опрошенных больных и всего 22% медицинских работников.
В ноябре 2016 года Католическая Церковь Англии и Уэльса запустила сайт об «искусстве умирания». В основу концепции нового ресурса были положены две рукописи XV века, повествующие о процедурах, предшествующих праведной смерти, и объясняющих, как «умереть хорошо» в соответствии с христианскими заповедями, и объединенные в книгу “Ars Moriendi” (лат. «Искусство умирать»).
Источник: Rublev.com