Франция: ясли Христа прописали в законе
До Рождества еще полтора месяца, а улицы и площади французских городов уже начинают готовиться к самому долгожданному празднику года. В ближайшие дни в витринах магазинов, гостиницах, на вокзалах, не говоря уже о церквах, должны появиться рождественские ясли с евангельскими персонажами, окружающими младенца Иисуса, — Девой Марией, Иосифом, домашними животными и волхвами, наглядно рассказывающими историю рождения Христа.
Как сообщает британская The Telegraph, 9 ноября состоялось заключительное заседание Государственного совета, высшей судебной инстанции по административным делам, на котором было принято решение, предоставляющее право устанавливать в канун Рождества традиционные рождественские вертепы и другую праздничную символику в общественных местах — в витринах магазинов, в гостиницах, на вокзалах и т.д.
Таким образом, завершилась почти двухгодичная дискуссия, инициированная «Национальной федерацией свободной мысли» (фр. F?d?ration Nationale de la Libre) — общественной организацией, объединяющей в своих рядах атеистов и антиклерикально настроенных граждан.
Запрет на Рождество
Поводом для начала общественной дискуссии стало решение городского суда во французском Нанте, вынесенное в канун Рождества 2014 года. Тогда судьи посчитали, что рождественский вертеп, установленный в городской мэрии города Ла-Рош-сюр-Йон, нарушает закон об отделении государства от Церкви, а также «угрожает религиозной нейтральности» Франции как светского государства.
Противники рождественской символики обосновывали свои претензии тем, что закон, принятый в 1905 году, запрещает «демонстрировать религиозную символику в публичном месте».
Принятое судом Нанта решение стало прецедентом и повлекло ряд аналогичных судебных постановлений в других городах Франции — Безье, Мелёне и других.
Однако эти решения привели к обратному результату: многие руководители городов и органов местного самоуправления заявили, что сцены с фигурками Девы Марии, Святого Иосифа и младенца Иисуса в яслях отражают христианскую почву французской культуры, и вертепы начали делать в мэриях многих других городов, в которых их раньше не устанавливали.
Опрос, который в 2014 году провела газета Le Parisien, засвидетельствовал, что из 12 тысяч ее читателей 86% опрошенных выступили за сохранение вертепов в государственных учреждениях.
Натали Костюшко-Моризе (Nathalie Kosciusko-Morizet), правнучка Тадеуша Костюшко и второе лицо в оппозиционной правоцентристской партии UMP, заявила тогда, что сторонники отделения религии от государства не должны быть такими агрессивными.
«Не надо продолжать религиозные войны войнами за секуляризм», — призвала она.
Надин Морано (Nadine Morano), член правого крыла во французском парламенте, добавила: «Светскость не должна убивать нашу страну, наши корни и наши традиции». Марин Ле Пен (Marine Le Pen), лидер крайне правой партии «Национальный фронт», охарактеризовала запрет как «глупый и недальновидный».
Споры вокруг рождественской символики совпали со временем с волной недовольства, которая возникла в среде французских мусульман после того как в стране законодательно был введен запрет на ношение паранджи в общественных местах. Французское правительство старалось снизить напряженность в отношениях с мусульманами, и эксперты отмечали, что попытки запрета рождественских вертепов отчасти служили этой цели.
Рождественский вертеп: религиозный символ или атрибут культурной традиции?
В конце концов на рассмотрение Государственного совета был вынесен вопрос в следующей формулировке: «Является ли рождественский вертеп религиозным знаком или символом, установка которого в общественном месте запрещена в соответствии с законом от 9 декабря 1905 года, гарантирующим соблюдение принципа секуляризма?»
В октябре 2016 года состоялись консультации 17-ти судей — членов Государственного совета с независимыми экспертами. Одна из них, Орели Бретонно (Aur?lie Bretonneau) пришла к выводу, что рождественские вертепы могут быть установлены в общественных местах при соблюдении ряда условий.
По мнению О. Бретонно, для «систематического запрета» рождественской символики нет никаких оснований, поскольку в современном французском обществе вертепы постепенно утрачивают свое религиозное содержание и служат почти исключительно «декоративным элементом» праздника Рождества.
Однако она добавила, что рождественский вертеп ни в коем случае не может использоваться как «акт признания религиозной веры» — в сочетании с общественными молитвами или политическими выступлениями «в поддержку восстановления [традиции празднования] Рождества в рамках католической традиции».
В результате эти рекомендации были положены в основу принятого решения.
После нескольких заседаний, которые проходили в течение несколько недель, Государственный совет в конце концов объявил накануне вердикт, который аналитики называют компромиссом.
В соответствии с вынесенным решением, муниципалитетам и прочим аналогичным присутственным местам предоставлено право устраивать рождественские ясли при условии, если они будут носить, как сказано в постановлении, исключительно «культурный, художественный и праздничный характер» и не будут являться своего рода инструментом прозелитизма, акциями, где акцент делается на их религиозной составляющей.
Рождественские ясли по-французски. Восьмивековая истории
Считается, что традиция установки рождественских яслей и вертепов — креш (от франц. cr?che — рождественские ясли) существует с XIII века, когда Франциск Ассизский начал воспроизводить в заброшенном хлеву сцены Рождества, в которых принимали участие люди и животные.
Центром возникновения этого благочестивого обычая называют Прованс — область на юге Франции.
С конца XVIII века рождественские ясли стали появляться в каждом доме, и эта провансальская традиция очень быстро распространилась по остальным регионам страны.
В Провансе ясли представляют собой две почти никак не связанные по смыслу декорации, одна из которых иллюстрирует жизнь местной общины с домами, колодцами, пекарней, водяной мельницей, снегом, елями, оливковыми деревьями и непременной с иллюминацией на небе, а вторая — хлев с младенцем Иисусом, Девой Марией, Иосифом, ослом, быком и Вифлеемской звездой.
Традиция прочно вошла в семейную жизнь жителей Прованса, где сантон (фигурка святого) передается от отца к сыну. Слово «сантон» происходит от провансальского «santoun», что означает «маленький святой». Все сантоны изготавливаются при помощи специальных форм, изображающих многочисленных популярных в Провансе персонажей, которые мастер тщательно просушивает перед тем, как покрыть лаком.
Затем формы заливаются гипсом, реже смолой. После чего по контурам и у основания сантона убирает все лишнее и снова помещает фигурку в форму и оставляет сушиться в темном месте, затем снова удаляет все лишнее, но уже у сухой фигурки. Фигурки раскрашиваются вручную гуашевыми красками: сначала наносятся светлые цвета, например, на лицо, а затем более темные.
Раньше французские ремесленники изготавливали эти фигурки в течение года, и помимо святого семейства, пастухов и Марии, часто создавали фигурки местных сановных особ. Фигурки были яркими и разноцветными, сразу привлекающими взгляд, и их литейные формочки передавались из поколения в поколение. Фигурки продавались в течение декабря на ежегодных рождественских ярмарках в Марселе и Эксе.
Первым большим сантоном стала скульптура марсельского мастера Ланьеля, которая до сих пор хранится в Музее Старого Марселя. Существуют сантоны трех основных размеров: маленькие, высотой около 1-3 см, традиционные — величиной с большой палец и большие, которые достигают 18-20 см. Для некоторых из них, как правило, для сантонов большого размера, изготавливаются специальные костюмы.
Образ каждого сантона чаще всего тесно связан с фольклором или местными традициями. Распространенные сантоны — например, щедрый пастух, предлагающий ягненка, или женщина с черной курицей. Среди фигурок представлены все профессии прошлого века, в общей сложности около пятидесяти запоминающихся персонажей.
К наиболее распространенным относятся Рустидо (Roustido) — симпатичная дама с красным зонтиком, который держит ее муж, Бартомью (Bartomiou) — неисправимый пьяница в длинной хлопковой шапке, который дарит младенцу Иисусу сушеную треску, Писташи (Pistachi?) — простак с ослом, везущим мешки пшеницы, Лу Рави (Lou Ravi) — горожанин, тянущий руки к небу в знак обожания, булочник с корзиной с лепешками в руках, торговки чесноком, рыбой, батраки с фонарями в руках, рыбаки с сетью через плечо, молящиеся коленопреклоненные персонажи и другие.
Источники: Rublev.com и rg.ru