Евхаристия и война. Размышления в Великий четверг
Сегодня, в день, когда мы особым образом вспоминаем Тайную вечерю Иисуса Христа, перед нами встаёт неизбежный вопрос: что означает это событие для нашей повседневной жизни? Какое отношение имеет оно к тому, что происходит сегодня в мире? Может быть, Евхаристия – это нечто, что происходит внутри ограды храма и не имеет никакого отношения к происходящему за его воротами?
Обратимся к постсинодальному апостольскому обращению Папы Бенедикта XVI «Sacramentum caritatis», параграф 83: «Важно подчеркнуть то, что Отцы Синода назвали евхаристической последовательностью, к которой объективно призвана наша жизнь. В самом деле: благоугодное Богу поклонение вовсе не является исключительно частным актом, не имеющим продолжения в наших общественных отношениях, — оно требует публичного свидетельства о своей вере. Естественно, это касается всех крещеных, но это требование является особо насущным для тех, кто в силу занимаемого политического или социального положения должны принимать решения, касающиеся основополагающих ценностей, таких как уважение и защита человеческий жизни от зачатия до естественной смерти, семья, основанная на браке между мужчиной и женщиной, свобода воспитания детей и утверждение общего блага во всех его формах. Подобные ценности не подлежат обсуждению. Поэтому католики – политики и законодатели, – осознавая свою серьезную социальную ответственность, должны особенно внимательно прислушаться к зову своей должным образом сформированной совести, представляя и поддерживая законы, вдохновляемые укорененными в человеческую природу ценностями. Это имеет объективную связь с Евхаристией (ср. 1 Кор 11, 27-29)». В конце Папа ссылается на Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».
Да, этот призыв обращен к каждому из нас, призыв глубоко испытать наше сердце: есть ли в нём мир, справедливость, прощение? Эти ценности не абстрактны и касаются не только личной жизни. Каждый из нас должен сделать испытание совести: поддерживаем ли мы эти ценности на общественном уровне? Прежде всего речь идет о ценности человеческой жизни и о ее защите.
В этом смысле, не может быть Евхаристии без разоружения: разоружения сердца и ума, разоружения культуры, религии, экономики, политики, в конце концов, разоружения жестов и языка. Это и есть «всецелое разоружение», о котором говорил святой Иоанн XXIII в энциклике «Pacem in terris». Конечно, это и прекращение гонки вооружений, продажи оружия, вложения денег в его производство. Это прекращение военных действий во всех регионах мира. Евхаристия – это источник и вершина мира, а значит, и отказ от всякого применения военной силы. Евхаристия – это отказ от всякого насилия, это вершина примирения и прощения, источник «политического милосердия». Какое лицемерие – приступать к Чаше Христовой, а потом, выйдя из храма, радоваться числу убитых, публиковать в социальных сетях призывы к насилию, вешать на людей ярлыки, продиктованные ненавистью и нетерпимостью. Какое лицемерие – участвовать в Евхаристии, а затем развивать производство оружия, заключать сделки о его продаже, зная, что оно истребит человеческие жизни. Какое лицемерие – причащаться Тела Самого Христа, Который с кротостью принял насильственную смерть на Кресте вместо нас (потому что все заслужили быть там, на Кресте, — все, кроме Него), — причащаться Живого Господа и поддерживать политику абортов и эвтаназии, циничного проявления пренебрежения к человеческой жизни, пренебрежения, которое неизбежно ведет к пренебрежению человеческой жизнью в любом конфликте. Именно пренебрежение к жизни заставляет сделать выбор в пользу войны, когда конфликт возможно урегулировать мирными средствами, пусть даже и отказавшись от чего-то, но сохранив множество человеческих жизней, то есть самого ценного.
Евхаристия – это защита человека от несправедливости, от бедности, от болезней. Каждый год десятки миллионов людей оказываются за чертой бедности вследствие роста цен на продовольствие, что вызывает также рост «хлебных войн».
Евхаристия – это деятельная забота о мигрантах и беженцах, число которых растет с каждым днем, в первую очередь из-за войн и стихийных бедствий.
Евхаристия низвергает стены и строит мосты. Евхаристия – это живая память о множестве людей, ежедневно посвящающих себя поиску мира, о множестве миротворцев, не терявших надежду, что пустыня мира однажды расцветет.
Евхаристия – это преодоление алчности. Это преломление хлеба, которым мы делимся с другими, а значит, это неприятие любой формы коррупции и экономической преступности.
Евхаристия – это преломленный хлеб как общее благо. Приобщаться к нему означает не кричать, что мы – хозяева у себя в доме, а смиренно признавать себя гостями в общем доме, за который мы несем ответственность. Все мы принадлежим друг другу и зависим друг от друга, являясь членами человеческой семьи, которая для христиан означает семью Божью, семью равных и разных людей. Общее благо – это благо всех и каждого, и оно обеспечивает индивидуальность каждого человека и в то же время социальное единство и сожительство. Модель человеческой семьи, человеческих взаимоотношений – это Пресвятая Троица. В этой семье каждый человек – без единого исключения! – наделен достоинством. Это семья, состоящая из радикальных различий. Известный итальянский подвижник священник Тонино Белло говорил: «Какой смысл осенять себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа, если мы не отстаиваем права всех угнетенных, не защищаем элементарных прав человека? Когда мы поймем, что несправедливость – это не только причина всех войн, но и тринитарная ересь?». Сегодня, в эпоху господства логики войн, будь то вооруженная борьба или словесное насилие, построение человеческого сожительства стало тяжелым как никогда. Но именно опыт его созидания может стать освобождающим и радостным путем, путем обращения, путем реализации Евхаристии в нашей жизни, особенно когда мы поймем, что следует защищать не только тех угнетенных, которые близки мне по духу или по национальности, но всех угнетенных, видя в каждом брата и сестру.
Евхаристия означает, что в моем городе никто не является чужим. В «евхаристическом граде» воспитывают в духе мира, говорят на языке кротости и ненасилия. Пророк Исайя возвещает пришествие Князя мира как всеобщее пиршество. Библейские образы конца времен — это общение, единство, это возвращение домой, пиршество, высохшие слезы, встреча лицом к лицу… Евхаристия – это блаженство кротких, которые унаследуют землю.
Евхаристия означает идти вместе – в символическом смысле и в буквальном смысле.
Евхаристия – это присутствие Иисуса не только с нами и посреди нас, но и в нас самих. Каждый из нас, участвуя в совершении Евхаристии, не только присоединяется к Его жертве, перенося с кротостью обиды и преследования, но и приобщается к Его славе, к торжеству Князя мира, к блаженству миротворцев.
Евхаристия – это присутствие Бога в этом мире. Вступая в политическую дискуссию, давайте помнить, что Иисус Христос посреди нас и в каждом из нас. Внося наш вклад в политические решения, давайте держать неотрывно взгляд на Иисусе в Евхаристии, — ведь это Тот же Самый Иисус, Который кротко предал Себя в руки Божии на Кресте, чтобы освободить нас от логики мести и насилия, чтобы исполнить Закон, чтобы стать тем «оком» и тем «зубом», которых все мы заслужили своим грехом. Если бы мы сами понесли на себе бремя своих грехов, никто бы его не выдержал. Иисус Христос, Агнец, взявший на Себя грехи мира, приходит под наш кров, принося мир и любовь.
Источник: Радио Ватикана