Две лепты вдовы… (окончание)
(см. 1-ю часть статьи)
Первый день работы слета открылся вступительным словом нашего Владыки Иосифа, обрисовавшего положение католической диаспоры в Сибири и Казахстане в 50-е годы прошлого века, исходя из собственного опыта – опыта маленького мальчика, рожденного в ссылке в очень набожной немецкой семье. А второй день начался со свидетельства старейшего священника нашей епархии, 93-хлетнего отца Алексея Стричека. И это свидетельство приоткрыло совсем иную сторону духовного опыта Вселенской Церкви. Отец Алексей говорил словно бы от имени всех христиан-католиков Запада, долгие годы атеистической диктатуры молившихся о своих братьях за «железным занавесом». Отец Алексей – словак по национальности – сознательно избрал путь «русского священника», служения Богу и Церкви в России, но на практике его мечта смогла осуществиться лишь в сравнительно недавнее время – в «бурные девяностые». Однако же и другие священники-иностранцы, приехавшие в Россию в последние двадцать лет помогать возрождению Церкви на этой, политой кровью мучеников земле, все как один свидетельствуют о том, что в их приходах на протяжении многих лет молились о России, и участие в этих молитвах стало для них первым побудительным толчком, чтобы задуматься: «а не поехать ли и мне в эту далекую страну?»… Мы теперь можем убедиться, что молитвы наших западных собратьев не остались без ответа.
Тема второго дня звучала так: «Взгляд на сегодняшнюю жизнь Церкви: ее возрождение», а участницам было предложено поразмышлять о том, как они пробовали передать веру своим детям и внукам. Многие бабушки признались честно: их дети (которым ныне уже за сорок), хотя и называют себя верующими, но всё еще остаются людьми нецерковными. В чем же заключаются причины такого положения вещей?
Они различны. Это – и отсутствие любой религиозной практики в большинстве населенных пунктов бывшего Советского Союза. Там, где не служилась Месса, не совершались Таинства, отсутствовало обучение детей истинам веры в воскресной школе, маме, при всей её глубокой набожности, было очень трудно стать для своих детей в одном лице и священником, и катехизатором… Тем более, что уровень религиозных знаний самих мам по вполне понятным причинам был, как правило, недостаточный. А еще многие из них были вынуждены с утра до ночи трудиться на колхозных полях или в заводских цехах, а потому на общение с собственными детьми у них не оставалось ни сил, ни времени… В советское время средствами массовой информации усиленно навязывалось мнение, что «в церковь», дескать, могут ходить только тёмные старухи, а детям и молодежи там делать абсолютно нечего. Владыка Иосиф Верт вспомнил в этой связи слова духовного наставника своей молодости, отца Владислава Буковинского: «Преследования – не самое большое зло для веры; большее зло – это не наставлять в вере детей».
Однако же есть у нас и иные, куда более обнадеживающие примеры. Вот свидетельство одной из участниц встречи, Елены Иосифовны Боднарук (г. Северск, Томская обл.), которой удалось «воцерковить» своего мужа и воспитать в вере детей: «Я родилась на Украине, а веру мне передала мама. Мой муж – военнослужащий, однако я, выходя за него замуж, настояла на венчании. Мы тайно обвенчались в одном из действующих украинских костелов. Муж получил назначение в Сибирский военный округ. Условия для религиозной жизни здесь были самые неподходящие: я не знала, есть ли вообще где-то поблизости католики. Но у меня было огромное желание привести к вере мужа и двоих родившихся в нашем браке сыновей. У меня не было поддержки извне, кроме того, я ощущала, что мне недостает религиозного образования. Мне приходилось действовать на свой страх и риск и самой что-то изобретать. В частности, я объяснила своим маленьким детям, что каждый раз, когда они прочитают молитву “Ангел Господень”, которой я их научила, одна душа освобождается из чистилища. Это значит, что они постоянно могут творить “добрые дела”: вызволять ежедневно одну душу, а то и несколько. Дети очень охотно принялись за дело.
Спустя какое-то время мне всё же удалось разыскать в Томске католическую общину и её молитвенный дом в глухом углу “частного сектора”. Я стала его посещать и постоянно брала с собой обоих, тогда еще очень маленьких детей. Священник (а это был о. Иосиф Свидницкий) приезжал к нам не чаще одного раза в месяц. Как-то в свой очередной приезд он сказал, что для прихода нужно сделать монстранцию, а я решила озадачить этим своих сыновей. Мой сын Слава ходил в кружок «Умелые руки». С задачей изготовления монстранции они с братом справились неплохо. Эта монстранция теперь находится в музее церковных экспонатов Новосибирского Кафедрального собора. Я-то недоумевала, куда она делась? И какова была моя радость, когда я её здесь увидела!
Так через молитву и дела мои дети понемногу привыкали к Церкви. Однако все бабушки-полячки, с которыми я познакомилась в общине, в один голос плакали от того, что им не удается никого из своих родных привести к вере. Нужно сказать, что все женщины в общине были намного старше меня, лишь две из них были примерно моего возраста. Но и у них дети в церковь не ходили. И я подумала, что и меня то же самое может ожидать: дети подрастут, станут задавать вопросы, а у меня знаний маловато… А как привести в Церковь мужа, который, как и все его сослуживцы, считал себя атеистом? У нас не было абсолютно никакой религиозной литературы, даже Евангелия не было (оно вообще мало у кого тогда было). Молитвенников тоже не было. Мы переписывали основные молитвы в блокнотик. И я так молилась – по блокнотику.
Детей нужно было готовить к Первому Причастию, и я отправилась в Новосибирск, к о. Иосифу Свидницкому. Я понимала, что всё делать придется мне самой, но думала раздобыть у него хоть какую-то литературу. А он показал мне на пустые полки: литературы было много, однако всё было изъято во время обыска. И тогда он мне посоветовал молиться святой Монике. Я еще не знала, кто такая св. Моника. И о. Иосиф мне объяснил, что эта женщина десятилетиями молилась за своего мужа-язычника (“был похлеще твоего”, — так дословно сказал о. Иосиф) и, в конце концов, обратила его ко Христу. А потом еще 20 лет проливала слезы и молилась об обращении своего сына. Ее сына звали Августин. Он не только принял Христа, но стал епископом и великим богословом, был причислен к лику святых. Вот такой дал мне о. Иосиф ориентир. Это была неоценимая помощь. Я приняла указанный мне ориентир и терпеливо, изо дня в день, начала ему следовать.
С этого времени, чем хуже ко мне относился муж, тем больше я старалась быть примерной христианкой. Он мне даже говорил: “Так не может быть, ты притворяешься”. А я ему: “Так давай, и ты притворяйся”. Постепенно мой муж пришел к вере. Сначала он просто стал время от времени сопровождать меня, когда я шла на воскресную Мессу. Но приступить к исповеди и Причастию он был еще не готов. Последним толчком, приведшим к обращению, стала, как ни странно, его болезнь. Он захворал клещевым энцефалитом. Заболевание протекало очень тяжело: температура не снижалась, появились признаки частичного паралича, а врачи объявили, что ни за что не ручаются. Я пришла к нему в палату, положила руку ему на голову и начала читать про себя «Венчик к Божьему Милосердию». В конце концов он уснул, температура спала, а проснулся он уже выздоравливающим. И первыми его словами стала фраза: “Как хорошо бы сейчас увидеть священника!” Я просто поразилась. А потом было еще много случаев, когда он и я явственно ощущали в своей жизни действие Провидения Божия. Мой муж познакомился с томскими священниками о. Антоном Гселем и о. Казимром Юзъвиком, много беседовал с ними, и, наконец, принял осознанное решение присоединиться к Церкви. В наш город Северск священники тогда еще не могли приезжать: он считался “закрытым”. Но, в конце концов, нам удалось добиться такого разрешения и зарегистрировать свой собственный Северский католический приход.
Тем временем выросли наши дети. Они всегда были верующими, хотя, разумеется, с годами у них возникали новые вопросы. Впрочем, ситуация была уже другой. Стала поступать религиозная литература, в церковь потянулась молодежь, так что у них появился круг общения. Из других стран, чтобы нам помочь, приехали священники и активные миряне, начали работать курсы катехизации, библейские кружки, молитвенные общины… Однако некий кризис нашу семью все-таки не миновал. Я заметила, что мой старший сын Слава стал постепенно отдаляться от Церкви. Всё происходило на моих глазах. Сначала он стоял на воскресной Мессе впереди, потом переместился немного подальше, потом и вовсе занял место у входа. “Видимо, в конце концов, он окажется за порогом”, — подумала я. Так и произошло.
Я очень из-за этого переживала. Советовалась с нашим настоятелем о. Антоном Гселем, просила его поговорить с сыном. У них действительно состоялся очень серьезный разговор. И тогда отец Антон посоветовал мне не давить на сына, предоставить ему свободу, но не переставать молиться. В итоге Славик вернулся в Церковь. Он шел каким-то своим путем, а в итоге пришел не один: привел с собой своего нового друга, Володю Винецкого, который позднее поступил в духовную семинарию…
А подводя итог, хочу сказать, что забота об обращении близких людей – это огромный труд. Но тот, у кого на самом деле, а не на словах, есть такое желание, тот, кто готов взвалить на себя этот крест, обязательно победит (хотя бы победы и пришлось ждать очень долго)! Его молитвы непременно будут услышаны!»
Труд, столь нужный для спасения душ наших близких, – это и свидетельство словом, и свидетельство поведением, и, конечно же, горячая, неотступная молитва. «Я ничего другого не могу делать, как только молиться, — сказала еще одна участница встречи. – Как-то отец епископ сказал мне: меньше смотри телевизор, а лучше это время используй для молитвы. Я так и делаю: немножко посмотрю телевизор, а потом ухожу в свою комнатку молиться».
Звучали и такие свидетельства: «Я много думала о том, как привести своих детей к Богу. Теперь они – верующие. Но это сделала не я, это сделал Господь. Господь это сделал за меня! Может быть, в награду за то, что я много думала об их обращении, много молилась об этом».
О своей ответственности за обращение наших родных и друзей ко Христу следует задуматься и нам – более молодым католикам. Между тем, многие наши ветераны, не по своей вине не сумевшие приобщить детей к жизни Церкви, теперь «стараются наверстать упущенное» и приводят к Богу своих внуков и внучек. «Я не стесняюсь свой веры, — говорит Стелла Мечиславовна Мануйлова (г. Новосибирск), — напротив, говорю всем и каждому, что я – католичка и хожу в церковь. В советское время у нас не было ни религиозного воспитания, ни храмов, ни священников. У меня самой тогда не было возможности жить по учению Церкви, и мои дети выросли людьми нецерковными. Но я сделала всё от меня зависящее, чтобы передать веру моим внучкам. Внучка, которая живет со мной в Новосибирске, – глубоко верующий человек, регулярно посещает храм. Она и своего будущего мужа привела в Церковь. Теперь он тоже католик».
Екатерина Александровна Елисеева (Ишим) в своей «миссионерской работе» активно использует приходское печатное издание, предлагая его своим знакомым и сослуживцам. Благодаря этому многие из них вообще впервые открыли для себя «тему Бога». Некоторые другие, хотя и не подают виду, но на самом деле регулярно прочитывают издание «от корки до корки».
«Мы должны сознавать ответственность не только за наших ближайших родственников, — говорит Мечислава Цезаревна Андреева (село Викулово в 120 км от Ишима), — но и за всех знакомых нам людей, которым пока еще никто не рассказал о Боге. Я очень радуюсь и тогда, когда в наш храм заходят православные. Конечно, мы никого не собираемся насильно обращать. Куда лучше жить во взаимном уважении, чтя традиции и обычаи друг друга. Кроме того, есть немало смешанных семей. У меня самой такая семья: муж – православный, а я – католичка. В нашей семье стало традицией отмечать и православные, и католические праздники. Сначала отмечаем “мои праздники” (по новому стилю они наступают раньше), а потом “его”. Мой муж этим очень доволен».
Впрочем, было замечено, что в настоящее время идет и обратный процесс: молодые люди приходят к Богу и в Церковь своими путями, а затем, в свою очередь, обращают старшее поколение. Эту тенденцию в жизни российских католиков проиллюстрировало выступление молодого священника, о. Василия Заздравных, которым открылся третий, заключительный день слета. По словам о. Василия, в детстве и юности ему не только не довелось получить религиозного воспитания, но даже встретить хотя бы одного верующего человека. Василий обратился ко Христу и пришел в католический храм самостоятельно, как тогда казалось, под влиянием случайных обстоятельств. Но у Бога-то нет ничего случайного! Став христианином, Василий помирился со своей мамой, с которой у него прежде были очень натянутые отношения, и рассказал ей о Боге. Теперь он – католический священник, а его мама – прихожанка Томского католического прихода.
Тема третьего дня звучала так: «Взгляд на будущее нашей Церкви». Как чувствуют себя сегодня старшие прихожане в общине? Каково их место в приходе, в семье? Каким они видят завтрашний день Церкви? Какие хотят дать нам советы и пожелания? Все эти вопросы стали предметом самого заинтересованного обсуждения.
«Я стояла у истоков возрождения католической общины в г. Барнауле, — говорит Галина Савочкина, — и вот уже 19 лет регулярно посещаю храм. То, что происходит в нашей церкви, меня очень радует. Теперь у нас не одни только старушки, а приходит много детей и молодежи. Священник о. Богдан и помогающие ему сестры-монахини ведут катехизацию, организуют молитвенные группы, кроме того, проводят уроки английского и польского языка. В храме проходят и концерты органной музыки. Недавно у нас образовалась община неокатехумената, которая мне очень нравится, и в жизни которой я участвую, открывая для себя очень много нового. У молодых поколений постепенно пробуждается интерес к вере. Всё более частыми становятся у нас крещения детей и взрослых. Это и является залогом того, что у нашей Церкви есть будущее. Что же касается проблем, то я бы отметила, прежде всего, недостаток информации. Мы – католики – рассказываем всем нашим знакомым о том, что есть у нас в городе такая Церковь. Но еще очень многие барнаульцы даже не подозревают о ее существовании. Наконец, нам бы хотелось, чтобы отец епископ заглядывал в наш приход почаще».
«Нам, католикам старшего поколения, следует быть внимательнее к самим себе, — замечает Елена Боднарук (г. Северск). – Мы призваны передавать веру молодому поколению, но передать можно только то, что имеешь сам. Мы склонны считать себя такими верующими… Но я по собственному опыту знаю: как только у меня проявится тенденция к самоуспокоенности, Господь тут же поставит меня в такую ситуацию, в которой мгновенно обнаружится, что веры-то у меня и нет! Я часто вспоминаю тот евангельский эпизод, когда Петр пошел по воде навстречу Иисусу, а потом стал тонуть, потому что усомнился. Наша личная вера постоянно нуждается в укреплении, и этому процессу нет конца. А там, где есть вера, есть и любовь. Лишь укрепляя собственную веру, мы сможем кого-то чему-то научить, кому-то что-то передать…»
Бьет ключом жизнь и в приходе г. Ишима. Священник о. Казимир служит ежедневно, а Екатерина Елисеева, по ее словам, с самого начала основания прихода и до сего дня чувствует себя «в центре событий», ощущает себя «душой общины». «Я знаю каждого прихожанина лично и с каждым беседую, — говорит Екатерина Александровна, — помогаю священнику в материальных делах и в издании приходской газеты, участвую в подготовке праздничных спектаклей. А более молодым прихожанам я советую: нужно свидетельствовать о вере личным примером. Если оба супруга посещают церковь, ведут примерную христианскую жизнь, то и их дети наверняка вырастут верующими».
«Наши родители передали нам свечу веры, — замечает Мечислава Андреева (с. Викулово Тюменской обл.), — а мы ее то тушили, то вновь зажигали. Нам следует признать свою вину и покаяться за то, что многие наши дети сегодня не ходят в церковь. Чтобы быть авторитетом для молодых поколений, нам нужно внимательнее слушать проповеди священников, больше читать религиозной литературы, образцово исполнять свои религиозные обязанности. Если мы будем это делать, то молодые к нам обязательно прислушаются. Спаситель сказал, что свечу нельзя ставить под стол или под кровать, она должна стоять на видном месте и светить всем в доме. Вот и нам нужно быть такими свидетелями веры, уметь зажигать другие сердца. В своей деревне мне самой пришлось готовить внучку к Первому Причастию. Священник дал мне всю необходимую литературу. Я сама педагог, но когда стала готовиться к урокам с внучкой, то обнаружила, что совершенно не умею говорить религиозным языком. Пришлось срочно исправляться. В итоге, эти уроки принесли мне пользу нисколько не меньшую, чем внучке. Я хотела бы привести в Церковь как можно больше людей, но не всегда это удается. Я ежедневно читаю такую простую молитву: “Господи, научи меня любить; Господи, научи меня верить; Господи, научи меня надеяться”. Молитва очень мне помогает».
«А я думаю, что нам нужно активно работать по всем направлениям, — включается в разговор Нина Вейс (г. Копейск Челябинской обл.). – Каждого из нас Бог привел в Церковь по-своему, особенным путем, и это замечательно! Какие бы обстоятельства не привели человека в Церковь – это всегда хорошо! А когда я размышляю о будущем, мне вспоминается притча о добром пастыре, который бросается на поиски заблудшей овцы. Я убеждена, что важен каждый человек – лично, индивидуально! И не важно, какого он будет возраста, молодой или в преклонных годах. А что касается детей, то если родители – глубоко верующие, а дети их любят и почитают, не считают только лишь “биологическими родителями”, то и они рано или поздно последуют их примеру. Никакой учитель, даже самый добрый и хороший, не сможет так достучаться до сердца ребенка, как собственные родители. Большое значение имеют и организованные формы работы с детьми, молодежью и прихожанами среднего возраста. Как пример, могу привести летние лагеря, движение «Фоколяре». Эти формы работы успешно развиваются у нас в Челябинске. Кто-то впервые становится их участником в пятьдесят лет, а кто-то – в пять. Как важно работать с каждым человеком индивидуально и помнить завет Христа: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них”! А еще хочу сказать огромное спасибо всем здесь присутствующим за их свидетельства и опыт. Я обогатилась!»
В целом при обсуждении «завтрашнего дня» российского католичества, хотя и прозвучали одно-два пессимистических высказывания, гораздо сильнее был слышен голос веры и надежды. Наши бабушки выразили уверенность, что Католическая Церковь в России имеет будущее, дети и внуки смогут продолжить дело своих родителей. Часто звучало пожелание и даже требование, обращенное не столько к руководителям Церкви, сколько к светским властям: шире и полнее освещать жизнь Католической Церкви, ее роль и значение в средствах массовой информации. Если другие исповедания имеют на это право, то такое право должно быть и у католиков. Высказывались также пожелания создать «единый фронт» верующих различных религий, представленных в России, – православных, католиков, мусульман – в защиту основополагающих моральных ценностей, которые ныне находятся под угрозой.
Заключительным пунктом программы встречи ветеранов стала общая молитва ее участников у памятного камня, воздвигнутого в мае этого года на том месте, где когда-то стоял первый в Новосибирске католический храм – костел св. Казимира. «Представим себе мысли и чувства первых католиков Новониколаевска, собравшихся в 1909 г. на торжество освящения их храма, — сказал епископ Иосиф Верт в своем кратком слове. – Сколько было у них радости, сколько надежд… Думали ли они тогда, что пройдет несколько лет, и разразится страшная война, потом – революция под атеистическими лозунгами, и их новопостроенный храм будет закрыт, разрушен, а религиозная жизнь окажется под запретом!? Но враги Бога и Церкви просчитались. Оказалось, что разрушить Церковь куда труднее, чем отдельно взятый храм. Ведь Церковь – это не стены и крыша. Церковь – это верующие, «живые камни», из которых Бог созидает Себе Храм духовный…»
В своей проповеди в воскресенье 8 ноября, в которой подводились итоги прошедшей встречи, епископ Иосиф вспомнил и о тех верных, кто не дожил до светлых дней религиозной свободы. «Вчера была трагическая дата, — сказал в частности Владыка. – 82 года назад в России произошли события, которые перечеркнули судьбы, жизни и царской семьи, и миллионов простых семей, обрекли на страдания и смерть десятки и сотни миллионов людей. Целые народы изгонялись из родных мест и депортировались в Сибирь.
Вспомним и помолимся об этом огромном и неисчислимом множестве жертв, которым мы обязаны сегодняшним возрождением Церкви. А они воздадут нам в Царствии Божием, пред престолом Агнца, как наши ходатаи и заступники…»
Какое впечатление произвела встреча на ее участниц?
Об этом можно было догадаться, глядя на их лица. Если в первый день встречи многие старушки выглядели уставшими, немножко понурыми после долгой дороги, то накануне отъезда – радостными, взволнованными, окрыленными… Следует учитывать и то, что по крайней мере часть бабушек приехала в Новосибирск не из приходов больших городов, а из маленьких сельских приходов, вовсе не имеющих своего храма. Священник посещает такие приходы лишь время от времени, а богослужения в них совершаются в молитвенном доме, а то и на частной квартире. Каково же было удивление и восхищение «сельских бабушек», когда они побывали в Кафедральном соборе, увидели Мессу во главе с епископом, с участием диакона и многочисленных министрантов, с каждением и красивыми погребальными процессиями (напомним, что в дни встречи продолжалась октава молитв за умерших)! Всё это трогало их до глубины души. «Я здесь как на небе!» — такие отзывы доводилось слышать из уст участниц встречи неоднократно.
Притом самое активное участие в слете ветеранов приняли те, кому предстоит созидать Российскую Католическую Церковь завтра, – воспитанники Новосибирской духовной просеминарии. Благодаря им прошедшая встреча стала не «монологом бабушек», а настоящей встречей поколений, той встречей прошлого и будущего, которой обеспечивается сохранение и продолжение церковной традиции. Строительство Церкви не прекращается ни на минуту, пока не закончилась земная история, и оно производится на надежном фундаменте.
В. Дегтярев