«ДЕТИ ПО ТРУПАМ» (не делай так!)
Название статьи звучит интригующе и даже несколько завораживающе: как это, «дети по трупам»? А вот так! Ноябрьские прогулки по кладбищу, предоставляющие время для молитвы и размышлений о бренности жизни и неизбежности смерти, для меня, священника, не обходятся без мыслей о многих ненужных, бессмысленных, а иногда и, прямо скажем, чудовищных смертях. Я думаю, об этом нужно говорить, об этом нужно знать, не опасаясь испортить кому-то хорошее настроение. Наоборот, знание истины делает нас духовно сильными, радостными. Правду следует говорить в глаза, без экивоков. «Но что конкретно Вы имеете в виду?» — вероятно, спросит меня читатель. Я предлагаю всем прочитать статью – личное свидетельство моего хорошего друга, журналиста крупнейшего польского издания, еженедельника «Воскресный гость» («Gość niedzielny»), Пшемыслава Кухарчика. Пшемыслав гостил у нас на Севере и свою историю впервые рассказал на встрече с прихожанами в городе Сургуте.
о. Ярослав Митжак
Вместе с фоторепортёром Хенриком я имел удовольствие посетить приход Св. Иосифа в Сургуте. Для нас, поляков, было шоком услышать, что этот приход в три раза больше по площади, чем вся Польша. Нас интересовало, как живут здесь, на Севере, наши единоверцы. На собственном опыте мы теперь знаем, что в этих местах очень холодный климат, но зато местные жители принимают гостей невероятно тепло. Мы побывали на Мессах, которые священник служил в частных домах и квартирах, почувствовали их глубоко семейную атмосферу. Вы, дорогие северяне, напоминаете мне первых христиан. Отец Ярослав, услышав это моё замечание, тут же откликнулся: «Похоже, у тебя неплохая память».
Я работаю журналистом в самом крупном в Польше еженедельнике «Воскресный гость». Несколько месяцев назад журнал занял первое место в рейтинге продаж. Многие поляки удивляются тому факту, что католический еженедельник по популярности опередил светские издания.
У меня двое детей. Моей старшей дочке Дороте 12 октября исполнится годик. А мой второй ребёнок должен появиться на свет в феврале 2011 года, если роды будут своевременными.
Об истории появления Доротки я впервые рассказал после Мессы в сургутской часовне, а отец Ярослав попросил повторить всё это письменно. Итак, первого ребёнка мы с моей женой Касей ждали очень долго, целых 8 лет. У родственников и друзей рождались очередные дети, мы очень этому радовались, а вместе с тем внутренне жутко страдали от того, что нам самим не дано пережить ту же радость. Мы ни с кем не делились своей болью, только друг с другом и Господом Богом.
Шли годы, и постепенно мы смирились с Божьей волей. В молитве мы часто повторяли: «Иисус, уповаю на Тебя!», но и в действительности всё отчётливее начинали понимать, что нужно по-настоящему отдать Иисусу всю свою жизнь. Это значит, поверить, что у Господа существует относительно нас самый лучший план. Если Он считает, что нам не нужно иметь детей, то на это есть причины, и в этом отношении мы также должны Ему доверять.
А всё же нам было очень тяжело: ведь Господь молчал в ответ на наши молитвы целых 8 лет! В других сферах нашей жизни ответ на молитвы был ощутимым, мы явственно чувствовали Божие присутствие, но в ЭТОЙ сфере – нет! И вдруг (а было это за полгода до зачатия Доротки) при семейном чтении Библии нам раз за разом начал открываться отрывок из Ветхого Завета, содержащий рекомендации по расширению шатра, удлинению верёвок и перестановки колышков с оглядкой на потомство, которое должно родиться, чтобы заполнить опустошённые города. Этот фрагмент упорно попадался нам на глаза, причём не только в печатной версии Библии, но и в интернете. После многих лет тщетного ожидания мы не были до конца уверены, что именно Господь имеет в виду. Но рекомендации по расширению шатра звучали так настойчиво и конкретно, что мы и в самом деле начали приводить в порядок верхний этаж нашего дома, ничего уже не требуя взамен от Господа. Рабочие смотрели на нас как на идиотов, когда на вопрос «сколько у вас детей», мы отвечали: «их нет». По окончании ремонта рабочие сказали: «Теперь можете звать квартирантов».
В это самое время моя коллега, журналистка Агата, мать четверых детей, уговаривала меня пойти вместо неё на радио для участия в дискуссии об искусственном оплодотворении: «Они меня там обвинят в том, что я выступаю против метода «In vitro», потому что сама уже имею детей». Я решил, что на радио не пойду, так как не умею складно говорить, но написать что-нибудь могу. Вот и написал в «Воскресный гость» следующий комментарий:
«Дети по трупам»
«Что скажешь несчастным, бездетным супружествам? Ведь они имеют право на ребёнка!!!» — призывают в телевизионных дискуссиях сторонники «In vitro».
И тем самым закрывают рты своим оппонентам, которые пытаются с помощью убедительных аргументов обосновать аморальность этого метода. Результатом такой игры на эмоциях вместо логики становится то, что многие зрители, сидящие у экрана, начинают понимающе кивать головами при виде бедных бездетных супругов и склонны безоговорочно признать за ними «право на ребёнка». Проблема в том, что расхожая словесная формула «имею право на ребёнка!» – это полный вздор. Кто тебе дал право на ребёнка? Сам себе его присвоил? Никто не имеет такого права. Если единственной возможностью обретения ребёнка является его воспроизведение аморальным способом, то лучше вообще отказаться от мысли иметь потомство, чем идти по трупам [Ред.: Метод искусственного оплодотворения «в пробирке» непременно связан с гибелью многих полученных таким образом эмбрионов. Лишь один из них имеет крохотный шанс на жизнь, будучи имплантирован в матку женщины]. «In vitro» в будущем одинаково ударит как по верующим, так и по неверующим, поскольку человечество, используя этот метод, открывает ящик Пандоры. В Великобритании сперма одного анонимного мужчины оплодотворяет яйцеклетки нескольких тысяч женщин. Через несколько лет это может привести к зачатию детей близкими родственниками, каковыми являются биологические братья и сестры. На самом деле подобных последствий игры людей «в Бога» существует гораздо больше. Вполне вероятно, в далёком будущем люди разучатся размножаться натуральным образом. Детям, зачатым в пробирке, грозит опасность унаследовать бесплодие собственных родителей. Только, пожалуйста, не спешите обвинять людей, критикующих «In vitro», в непонимании проблемы, поскольку лично их драма бездетности не коснулась. Я тщетно жду ребёнка восемь лет, а при этом тоже являюсь противником «In vitro». Я признаю, что не имею никакого права на ребёнка. А сторонникам «In vitro» советую прислушаться к аргументам, раскрывающим аморальность этой методы, и перестать играть на эмоциях.
Как показали наши позднейшие подсчёты, мы с женой зачали Доротку сразу после написания мною этого комментария, ещё до того, как тираж успел сойти с печатных станков. Как будто Господь столько лет ждал этого нашего свидетельства! После восьми лет абсолютного молчания, которое мы с Касей ощущали как «гробовое», Он вдруг стал действовать в нашей жизни с невероятной силой.
Господь очень щедр. Теперь наша семья состоит из четырёх человек. Как раз тогда, когда я гостил у вас в Сибири, жена написала мне, что Доротка начала, в ответ на соответствующую просьбу, подавать предметы, а второй наш ребёнок стал проявлять активность в материнской утробе, так что Кася почувствовала его первые движения.
Пшемыслав Кухарчак
14 сентября 2010 г.
(пер. с польского Е.Тимохиной)