Дебаты о буркини: парадокс свободы выбора
В итальянском католическом издательстве «Dehoniana» вышла книга редактора ватиканского журнала «Женщины, Церковь, мир» Джулии Галеотти: «Вуаль». Поводом к написанию книги стали развернувшиеся на Западе дебаты вокруг буркини. Обычные люди, эксперты и предержащие власти согласны в том, что буркини следует запретить. Эта полемика достигла парадокса: женщина не имеет больше права выбирать, как ей одеваться, и она обязана, наоборот, снимать себя одежду.
На Западе уже несколько десятилетий тому назад женский головной убор в виде покрывала стал считаться чем-то чуждым европейской культуре, символом подчиненного положения мусульманских женщин, используемым для того, чтоб скрыть и «приручить» слабый пол.
Джулия Галеотти анализирует историю головного покрывала для женщин в разных культурах и религиях. Автор подвергает сомнению тот факт, что оно было и до сих пор является средством подчинения женщин и задается вопросом: может ли покрытие головы быть предметом осознанного и свободного выбора?
Галеотти погружается в историю и в мир женщин – вчерашних и современных – и показывает, как на протяжении столетий менялось значение женского покрывала. Оно всегда было насыщено символикой, обозначая защищенность, социальный статус, траур, — вплоть до средства обольщения.
Автор проходит через разные культурные контексты – от Талмуда до современных ателье высокой моды, от христианских богослужений до Корана, — убеждаясь, что покрытие головы приобретает в каждом из этих случаев свое особое значение. Отождествляя женское покрывало с исламом, мы не только заблуждаемся, но и забываем о целых столетиях нашей собственной истории.
Один из разделов книги посвящен Деве Марии, от которой автор переходит к истории трех монотеистических религий, исследуя духовное значение — на личном и коллективном уровне – женского покрывала, вуали, паранджи, плата, — вплоть до сегодняшнего дня.
В первой части книги читатель знакомится с еврейским контекстом, в котором покрытие головы было символом скромности женщины, не поощряющей мужских взглядов и вожделений.
Что касается христианства, то автор останавливается на словах святого апостола Павла о покрытии головы, которые иногда воспринимались как проявление женоненавистничества. Галеотти отмечает переломный момент для обычая покрывать голову в церкви – Второй Ватиканский собор. Начиная с 1965 года этот элемент перестал быть обязательным как для мирянок, так и для монахинь. С тех пор женщина, которая решает надеть платок в храме, или монахиня, облачающаяся в плат, не исполняют обязанность, а делают свой свободный выбор.
Именно раздел книги, посвященный христианству, помогает понять, что факты, которые, казалось бы, принадлежат к мусульманской культуре, на самом деле происходили и в истории христианства. Галеотти включила в книгу также опрос наших современниц – монахинь, представляющих разные ордены и разные взгляды.
В разделе, где речь идет об исламе, опираясь на священные тексты, автор приводит свидетельства мусульманских женщин и мужчин, выступающих за или против хиджаба. Она напоминает, что в Марокко несколько десятилетий назад число мусульман не уменьшилось, но традиция ношения хиджаба отошла на второй план. Возвращение этой традиции связано в первую очередь с процессами деколонизации и с международной обстановкой, знаменуя собой поиск самобытности в общественно-культурном контексте, чувствующем угрозу со стороны западного колосса.
Таким образом, «Вуаль» — это книга о том, что для женщины означает право на свободный выбор. Она побуждает читателя к знакомству с другими культурами в исторический момент, когда особенно сильны тенденции к нетерпимости и ненависти.
Источник: Радио Ватикана