Чтобы мы не были как язычники

Пепельная СредаПроповедь на Пепельную среду

Иоиль 2,12-18; 2 Кор 5,20 — 6,2; Мф 6,1-6.16-18

В первый день Великого поста литургические чтения призывают нас к трем основным усилиям: молитве, посту и милостыне с тем, чтобы мы обратились. В этой связи у нас могут возникнуть резонные вопросы: что я могу сделать дополнительно к своим обычным делам? Какие «сверхурочные» молитвы прочесть? Чем еще пожертвовать из любви к Богу? Кому еще помочь?

На самом деле, если мы будем внимательно читать слово Божие, то увидим, что Христос не просит нас творить больше молитв, милостыни, больше поститься, но призывает нас делать всё это втайне. Христос повторяет этот призыв три раза. Почему? Можно предложить два ответа. Во-первых, Христос предупреждает, чтобы мы не искали вознаграждения у людей. Те, кто показывают всем, как они молятся, постятся и творят милостыню, «уже получают награду свою». Но есть и второй, более глубокий резон: Господь не хочет, чтобы мы искали вознаграждения даже у Него Самого!

Молитва, пост и милостыня… Эти религиозные практики не очень оригинальны. Уже иудеи считали, что милостыня, молитва и покаяние – основные принципы религии. В Ветхом Завете отмечено, что даже язычники понимали значение подобных поступков. Когда пророк Иона призывает язычников-ниневитян обратиться к Богу, они сразу же начинают поститься и каяться. По словам Христа, язычники тоже молятся, хотя и не так, как нужно: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем услышаны будут» (Мф 6,7). И в современном мире мы видим, что мусульмане уважают упомянутые религиозные практики, порой даже больше христиан.

Чем же тогда отличается христианский Великий Пост от мусульманского поста Рамадан, христианская аскеза от буддистской аскезы, христианская молитва от иудейской молитвы? Принято считать, что такие религиозные практики нужны для того, чтобы Бог приблизился к нам, чтобы получить от Него какие-то дары или вознаграждение. Если следовать этой логике, то чем больше сделаешь для Бога, тем больше имеешь шансов получить Его благодать.

На самом же деле это совсем не так. Во Христе Бог уже приблизился к нам, Слово Божие воплотилось, Господь дает нам всё необходимое для спасения. Как говорит Христос, «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф 6,8). А у апостола Павла мы читаем: «…Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами… Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор 6,2).

Итак, смысл христианской аскезы – не в том, чтобы с ее помощью приблизить нам Бога, а в том, чтобы осознать, что Он уже здесь, что «время благоприятное» уже пришло, что сегодня – «день спасения»… Нам нужно хорошо усвоить, что молитва, пост и даже милостыня нужны не Богу, а, прежде всего, нам самим. По той же причине все эти деяния необходимо совершать втайне: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф 6,17). Когда мы постимся, каемся, творим дела милосердия, Сам Спаситель Духом Своим Святым действует внутри нас. Дух очищает нас не для того, чтобы мы получили некое вознаграждение, но чтобы претворить нас в молитву, дар, чистоту, а в конечном итоге – в Самого Христа.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна