Бежать от войны — не преступление. Европейский cоюз перед лицом гуманитарной катастрофы беженцев
Европа сегодня переживает бурные времена. Кризисы одолевают её извне и бросают вызов всему континенту. Эти кризисы ставят перед континентом серьёзные внутренние проблемы. Голод, война и бедность с одной стороны, национальные интересы — с другой. Таким образом, наш мир всё больше воспринимается таким, как он есть на самом деле: большой глобальной деревней. И в этой деревне Сирия располагается в палисаднике перед домом, Украина — по соседству, Эфиопия же, которой угрожает голод, прямо напротив. Это страдание касается всех нас и имеет отношение к нашей реальной жизни. В очередной раз становится ясно, что наши острова благополучия в океане нищеты в долгосрочной перспективе не могут быть стабильными.
Во время своего визита на остров Лесбос Папа Франциск — вместе с Вселенским Патриархом Варфоломеем и православным архиепископом Афинским и всея Греции Иеронимом II — выразил глубокую обеспокоенность в связи с положением беженцев. В их совместном заявлении говорится: «Мировое общественное мнение не может игнорировать гигантский по своим масштабам гуманитарный кризис, причиной возникновения которого стало распространение насилия и вооружённых конфликтов. С Лесбоса мы обращаемся к международному сообществу с призывом ответить с мужеством и решимостью на этот огромный гуманитарный кризис и установить его причины посредством дипломатических, политических и благотворительных инициатив». До тех пор, пока это будет необходимо, все страны должны будут предоставлять временное убежище нуждающимся в этом людям. Европа сегодня столкнулась с одним из самых серьёзных гуманитарных кризисов после окончания Второй мировой войны».
Право на убежище является священным, как недвусмысленно отметила конференция австрийских епископов. И кардинал Кристоф Шёнборн, накануне проведения голосования по выбору федерального президента, подчеркнул, что в жизни европейского сообщества происходит то, что в целом может оказаться опасным для Европы и за её пределами. Это означает, что на сложные вопросы даются упрощённые ответы и что европейский процесс объединения «превращается в свою противоположность».
Венский кардинал Кристоф Шёнборн предостерег об атмосфере страха, поддаваясь которому общество вместо того чтобы говорить конкретно о возможностях, опасностях и проблемах иммиграции, надеется получить простые ответы. На самом деле очевидно — и ясно также из практики фонда «Каритас», — что нет большего препятствия для солидарности, чем атмосфера страха. Мы нуждаемся в мостах в то самое время, когда оборонительные рвы в обществе угрожают стать ещё глубже. Если в будущем Европа желает стать не только суммой своих отдельных частей, то нам нужны прямо сейчас сигналы и инициативы, которые поставили бы то, что нас объединяет, выше того, что разделяет.
Австрия, её граждане сделали очень много в последние несколько месяцев. Мужчинам, женщинам и их детям была оказана гуманитарная помощь, тысячам из них были предложены защита и кров. Некоторые остались, другие продолжили свой путь. С прошлого лета более пятнадцати тысяч человек пришли в центры «Каритас» в качестве волонтёров, — в дополнение к примерно сорока тысячам, которые были до этого, — чтобы быть с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Десятки тысяч из них самоотверженно трудились на железнодорожных станциях, на границах и во многих других местах. Многие продолжают нести своё служение нашему обществу как переводчики, помогают беженцам пройти бюрократические процедуры. Не из политического расчета, а потому, что они чувствуют, что нужны и могут сделать полезное дело. Школьники, студенты, пенсионеры, рабочие посвящают многие часы своего свободного времени. Они не распространяются о гуманности и солидарности, но реально живут этими ценностями, часто в безвестности, вдалеке от больших сцен и социальных сетей. Эти люди чётко показывают заложенный в нас потенциал цивилизации, согласно персональным возможностям. Не хлебом единым жив человек, но, живя только ради потребления хлеба, он умирает. В эти трудные времена Австрийская Республика, наряду с другими странами, такими как Германия и Швеция, признала свою ответственность. В то время другие члены ЕС продолжают наблюдать со стороны, сложа руки.
Политика должна быть всегда ориентирована на возможное. В конечном счёте немыслимо, что лишь немногие страны из всего Европейского Союза примут на себя это обязательство. С точки зрения фонда «Каритас» ясно одно: уклоняться от гуманитарной ответственности, отказывая фактически в убежище — это неправильный путь. На самом деле — и это беспокоит больше всего, вступив на этот путь, будет трудно снова изменить направление. Если решения Европейского сообщества не будут иметь успеха, то ситуация усугубится из-за того, что каждая страна будет пытаться найти свои собственные решения.
Однако это диаметрально противоположно тому видению Европы, которое Папа Франциск ясно изложил по случаю присуждения ему международной премии Карла Великого; это противоположно видению многообразия, солидарности, гуманности. В этом смысле мы также находимся на распутье.
В последнее время в Австрии были приняты изменения в законе, открывающие возможность отмены права на убежище в стране. Эти поправки были подвергнуты резкой критике со стороны «Каритас», Красного Креста и других гуманитарных организаций. Справедливая и эффективная процедура предоставления убежища позволяет лицам, находящимся под угрозой преследования, подать заявление о предоставлении убежища. Тогда эта просьба рассматривается, и на её основании может быть принято мотивированное решение о защите. Кроме того, следует также внимательно рассмотреть вопрос о том, является ли процедура предоставления убежища в Австрии (например, в рамках Дублинской конвенции), а также возвращение беженца обратно в другую страну (например, в Словению или в Италию) в отдельных случаях приемлемыми с точки зрения гуманитарного права. В качестве сотрудников фонда «Каритас» мы сомневаемся, что в ближайшем будущем можно будет получить реальный ответ на такие вопросы.
«Каритас» означает любовь к ближнему без всяких «если»; это понятие означает любовь к ближнему, которая ищет тех, кто сейчас находится в трудном положении. Эта любовь обращена к тем, кто пришел к нам издалека, из других стран, но также к тем, кто живёт с нами по соседству. Никаких исключений, никаких «либо». Эта любовь требует от нас быть внимательными к тем, кто на краю, на окраинах и границах: там, где жизнь становится особенно хрупкой.
Тем не менее в трудные времена проявляются и позитивные факты: с христианской точки зрения не в последнюю очередь вызывает радость большое количество людей, которые, — зачастую, не неся на себе явной печати христианства, — понимают, кто являются их ближними, в соответствии с главой 25 Евангелия от святого Матфея. До сих пор в наших приходах не были активными столько людей, которые до этого никогда не имели контакта с Церковью. Если учесть, что только на территории архиепархии Вены более двухсот пятидесяти приходов с тысячами задействованными волонтёрами признают в иностранцах своих братьев и сестер, тогда можно говорить о том, что Иисус был принят обществом как практическая любовь в делах. Мы никогда не думали, что такое станет возможным. Эти события указывают на источник будущей жизни Церкви в нашей стране, которая формулирует в новом и позитивном ключе свою роль закваски в обществе, являющимся во многих аспектах пост-христианским.
В своих центрах, которыми являются приходы и монастыри, Католическая Церковь стала местом верной надежды для беженцев, но также для тех, кто со страхом и озабоченностью задумываются о будущем христианства. В эти дни Евангелие вновь проникает в человеческую жизнь и задает ритм нашей реальности. Милосердие становится образом жизни: оно проявляет себя конкретно, разнообразно и творчески, но прежде всего очень близко к образу Иисуса, — воплощению Божьей любви к людям.
Точно так же однако следует трезво добавить: с социальной точки зрения нам бросают вызов и будут продолжать это делать. В Европе были допущены ошибки, и Австрия является частью Европы. Слишком долго мы обсуждали тот факт, что существующие правила не подходят для эффективного решения проблем значительного числа беженцев, но из дебатов не было сделано необходимых выводов. Основные проблемы в области беженцев, а также миграции, требуют решений на европейском и глобальном уровнях. С теми, кто прибывает на европейскую землю, следует обращаться должным образом, с уважением к их человеческому достоинству. Граница Европы ни в кое случае не должна становиться границей смерти. Тот, кто хочет избежать ориентировочных величин и верхних пределов количества беженцев, должен знать: в конце концов может быть только одно решение, которое не является ни итальянским или австрийским, но европейским, с общими институтами, и оно должно быть направлено в сторону солидарности. Кризис беженцев — это прежде всего кризис солидарности, выражение отсутствия солидарности, не со стороны граждан этого континента, но стоящих у власти политиков.
Быть беженцем — это не преступление. Однако нужно превратить неупорядоченный процесс в упорядоченный, делая это в духе солидарности, приверженности культуре обмена, с помощью на местах, в странах и регионах происхождения, а также с большими усилиями в сфере интеграции. Несомненно, солидарность и любовь к ближнему принадлежат к основным ценностям не только Церкви, но и успешного общества в целом. В том числе и за это нужно сказать спасибо нынешнему понтификату: за ясные слова, за осознанные знаки и конкретные жесты.
Михаэль Ландау, президент австрийского отделения фонда «Каритас»
Источник: Радио Ватикана