Бенедикт XVI на родине

С 22 по 25 сентября 2011 г. Папа находится в Германии с официальным визитом

Пресс-конференция

Как обычно, началу Папского визита предшествовала пресс-конференция на борту самолета. Бенедикту XVI были заданы вопросы о его «немецких корнях», о том, что он думает о протестах против своего визита, и о том, что он бы хотел сказать людям, намеревающимся покинуть Католическую Церковь.

Бенедикт XVI подчеркнул, что отход от веры в наше время имеет много причин. «Я могу понять, что перед лицом преступлений, таких, например, как сексуальная эксплуатация несовершеннолетних со стороны священников, родственники жертвы могут сказать: “Это больше не моя Церковь. Церковь должна быть гуманизирующей, нравоучительной силой. А если ее служители делают подобные вещи, я больше не могу оставаться в Церкви”». Но при этом Папа призвал рассматривать Церковь не как одну из многих созданных людьми организаций, а как «сеть Господню» и постоянно созидаемый «народ Божий». Обновив свое понимание Церкви, мы сможем эффективно противостоять негативным явлениям в ее лоне, не впадая при этом в искушение.
Говоря о публичных протестах против своего визита, Бенедикт XVI отметил, что в свободном обществе каждый волен высказывать свои взгляды. Нужно отдавать себе отчет в том, что в современном обществе идут процессы секуляризации и существует мощное противодействие католичеству. Всё это еще более усугубляется в Германии, имеющей непростую историю отношений с Католической Церковью. «Но, несмотря на протесты, — продолжил Папа, — которые вполне естественны и которых и следовало ожидать, достаточно много людей с радостью ждут меня. Они открыты свету веры, жаждут познать Бога и совместно вступить в будущее, сознавая, что Бог держит нас за руку и указывает нам путь. Поэтому я еду в мою Германию с хорошим настроением. Я счастлив тем, что могу принести весть Христову к себе на родину».
Святой Отец, беседуя с журналистами, специально подчеркнул, что весь предстоящий визит будет проходить под знаком экуменизма.

Берлин приветствует Папу

Самолет итальянских авиалиний «Alitalia» приземлился в Берлинском аэропорту «Тегель» в 10.16 утра по местному времени. Бенедикта XVI встречали по протоколу, приличествующему главам государств: с артиллерийским салютом и почетным караулом. Во всех берлинских церквях в этот момент ударили в колокола.
У трапа самолета Папу приветствовали президент Германии Христиан Вульф с супругой и канцлер Ангела Меркель. Среди встречающих были также федеральные министры, апостольский нунций в Германии архиепископ Жан-Клод Периссе и епископы трех городов, которые понтифик намеревается посетить в ходе своего визита. Это – архиепископ Берлинский Райнер Мария Вёльки, епископ Эрфуртский Иоахим Ванке и ординарий Фрайбурга, председатель Конференции католических епископов Германии архиепископ Роберт Цоллич.

Первый день пребывания Святого Отца в Германии носил по преимуществу политико-государственный характер. Из берлинского аэропорта Папа отправился в президентский дворец Бельвью, где была устроена торжественная церемония встречи. На специально сооруженных по этому случаю трибунах разместилось свыше 1100 гостей, представлявших мир политики, бизнеса, а также епископаты действующих в Германии христианских конфессий: католиков, протестантов и православных.
В своем приветственном слове президент Германии Христиан Вульф подчеркнул, что Бенедикт XVI приехал к себе на родину. История и культура Германии в значительной мере сформированы христианством. Германия является также родиной свидетелей веры и мучеников нашего времени, таких как пастор Дитрих Бонхёффер, священник Бернард Лихтенберг, монахиня Эдит Штайн. «Святой Отец! – сказал президент Германии. – Ты приехал в страну, 22 года назад пережившую чудо мирной революции и воссоединения. Без твоего отважного предшественника Иоанна Павла II, без католических рабочих в Польше и без христиан ГДР, предоставивших убежище тем, кто стремился в свободе, эти перемены не стали бы возможны. Я благодарю за них от всего сердца!»
Вместе с тем, президент отметил, что современная Германия – это такая страна, в которой Церкви заново приходится определять свое место в плюралистическом обществе. Церкви следует постоянно задаваться рядом вопросов. Например, таких: «Отношусь ли я с милосердием к тем людям, чья жизнь не вполне удалась?» «Могу ли признать собственные ошибки и ошибки своего духовенства?» «Что делаю для того, чтобы преодолеть существующий в Церкви раскол?»

В своем ответном слове Папа размышлял о сущности свободы, о том, что подлинная свобода становится возможна лишь там, где есть связь с Богом. «Свобода нуждается в высшей инстанции, — сказал понтифик. – Истинную гарантию нашей свободы надлежит усматривать в факте существования ценностей, которыми никто не сможет манипулировать. Человек, ощущающий обязательства по отношению к истине и добру, тут же согласится, что свобода развивается лишь в контексте ответственности перед еще большим добром». Так понятая свобода нуждается в религии, которая и гарантирует ее связь с истиной и добром. Бенедикт XVI подчеркнул, что хотя его визит и носит официальный характер, он намеревается не только обсуждать политические и экономические проблемы, но, прежде всего, «встречаться с людьми, чтобы говорить им о Боге».

Первое выступление Папы на родной земле сопровождалось бурными и продолжительными аплодисментами. Сам оратор не скрывал того, как он растроган. Сердечно улыбаясь, он заключал в объятия одного за другим своих старых друзей и знакомых. Затем Бенедикт XVI и президент Германии Христиан Вульф какое-то время беседовали наедине.
Вскоре после этого Святой Отец побывал в Берлинской католической академии, а в резиденции Конференции католических епископов Германии встретился с канцлером Ангелой Меркель и ее мужем Иоахимом Зауэром.

Выступление в Бундестаге

Главным событием первых суток визита Бенедикта XVI на родину было, безусловно, его выступление в федеральном парламенте – Бундестаге – во второй половине дня. Это было вообще первое за всю историю выступление Римского понтифика в центре немецкого парламентаризма.
Вопреки ранее появлявшимся сообщениям о бойкоте выступления Папы со стороны ряда парламентариев от фракций социал-демократов, пост-коммунистов и «зеленых», зал покинуло не более десяти человек. Кроме депутатов Бундестага, здесь же присутствовали и депутаты Бундесрата (верхняя палата немецкого парламента), большинство федеральных министров и некоторые епископы. Были и представители протестантских и православных Церквей.

Первым взял слово председатель Бундестага Норберт Ляммерт. Он отметил тот факт, что Германия – это страна, сформированная как христианством, так и религиозными войнами. Христианские идеи оказали известное влияние и на действующую немецкую Конституцию, в преамбуле которой упомянуто об «ответственности перед Богом и людьми». Глава немецкого парламента подчеркнул, что очень многие люди желали бы, чтобы «первый со времен Реформации понтификат Папы-немца не только был отмечен продолжением экуменического курса, но и характеризовался бы отчетливым шагом в преодолении внутреннего разделения Церкви». «Здание Рейхстага, в котором мы теперь собрались, — напомнил глава немецкого парламента, — является местом историческим, видавшим и взлеты и падения парламентской демократии. Одной из существенных причин этого падения было отсутствие терпимости, жертвами которой стали главным образом граждане еврейского происхождения. И именно христиане отводили в сторону взгляд, а то и прямо дискриминировали, порочили, преследовали, унижали и убивали евреев». Поэтому очень важно, что как раз в этом месте, в здании Рейхстага, Папа встретится с еврейской общиной.

Бенедикт XVI в своем выступлении перед немецким парламентом размышлял об основаниях правовой системы. Библия учит, что цель христианской политики – обеспечение справедливости. Царь Соломон, восходя на трон, молился: «даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3 Цар 3,9). Св. Августин писал, что государство, пренебрегающее справедливостью, подобно «шайке разбойников». Немцы знают об этом на собственном опыте, пережив «противопоставление власти праву, ниспровержение права властью», в результате чего государство превратилось в угрожающую миру «хорошо организованную банду». Ныне человек достиг почти невообразимой власти. Он «в состоянии уничтожить мир и манипулировать собственной природой». Поэтому в основополагающих вопросах, прямо затрагивающих человеческое достоинство, решения не могут приниматься простым большинством голосов. Необходим поиск критериев истины.
Далее Святой Отец напомнил, что христианство видело источник права в естественном законе и разуме. Оно восприняло философскую концепцию естественного права. Этот подход отражен в принятой после Второй мировой войны «Всеобщей декларации прав человека», как и в немецкой Конституции. И лишь в последние пятьдесят лет ситуация драматически изменилась, поскольку понятие естественного права было отброшено в угоду позитивистским концепциям. Папа призвал к открытой дискуссии на эту тему, заметив, что позитивистское мировоззрение, несмотря на все свои достоинства, обедняет горизонты человеческого мышления и не позволяет человеку стать вполне самим собой. Нам необходимо опираться на всё богатое культурное наследие Европы.
«На основе убеждения в существовании Бога-Творца, — сказал Бенедикт XVI, — были развиты идеи прав человека, равенства всех людей перед законом, неприкосновенного достоинства каждой отдельно взятой человеческой личности, ответственности человека за свои действия. Всем этим обусловлена наша культурная память. Игнорировать ее или видеть в ней исключительно прошлое – значит производить ампутацию интегральных элементов нашей культуры, лишать ее целостности. Культура Европы родилась из встречи Иерусалима, Афин и Рима, из встречи Бога Израиля, философского разума греков и правовой мысли Рима. Эта тройная встреча обуславливает глубочайшую идентичность Европы. Эта встреча, сопровождавшаяся сознанием ответственности человека перед Богом и признанием неприкосновенного достоинства каждой человеческой личности, утвердило критерии права, охранять которые – наше задание в данный момент истории».

Встреча с еврейской общиной Германии

Упомянутая встреча Папы с еврейской общиной в здании Бундестага состоялась сразу же после окончания парламентского заседания. Председатель Центрального Совета евреев в Германии Дитер Грауманн поблагодарил понтифика за то, что он, несмотря на насыщенность программы визита, выкроил время для общения с евреями. Господин Грауманн поблагодарил Бенедикта XVI и за последовательную поддержку иудео-христианского диалога. «Однако, — продолжил он, — добрая и постоянная дружба не боится прямо сказанных слов, а потому я хочу без обиняков затронуть проблемы, которые причиняют еврейской общине Германии скорбь».
К числу таких «скорбей» глава общины отнес проблемы лефевристов (их он назвал «воплощением фанатизма, фундаментализма, расизма и антисемитизма»), Молитвы верных, читаемой в Страстную пятницу, а также перспективы беатификации Папы Пия XII. В заключение господин Грауманн выразил надежду на успешное продолжение диалога с Ватиканом, который инициировал и от всей души поддерживал недавно беатифицированный Иоанн Павел II. «Мы знаем, что и Вы, Ваше Святейшество, решительно поддерживали его курс, а теперь уже по собственному выбору следуете тем же путем», — подвел итог председатель Центрального Совета германских евреев.

Бенедикт XVI, со своей стороны, подчеркнул, что ужасы нацизма стали возможны там, где имел место отход от Бога Авраама, Исаака и Иакова и Бога Иисуса Христа. Адольф Гитлер, как «языческий идол», посягнул на место библейского Бога. Отказ воздать должное этому Богу неминуемо приводит и к отказу воздать должное человеческому достоинству.
По словам понтифика, христиане в последние годы всё больше и больше осознают свою внутреннюю связь с иудаизмом. «В истории спасения нет никаких разрывов, — подчеркнул он, — спасение приходит от иудеев». Он также призвал к более интенсивному диалогу в изучении христианского «Ветхого Завета» и иудейского «Танаха». «Этот диалог необходим, — заявил Святой Отец, — чтобы нам утвердиться в нашей общей надежде посреди секуляризованного мира. Без такой надежды общество дегуманизируется».

Месса на Олимпийском стадионе Берлина

Последним пунктом повестки первого дня визита Папы в Германию стала Месса на Олимпийском стадионе Берлина, в которой приняло участие свыше 70 тысяч верных. Перед ее началом понтифик проехался по беговым дорожкам на «папамобиле», приветствуя паству и благословляя подносимых к нему маленьких детей.

«Церковь – это самый прекрасный из Божиих даров, — сказал Бенедикт XVI в своей проповеди. – Любой из нас имеет Святого Духа ровно в той степени, в какой любит Церковь Христову». Далее Святой Отец поблагодарил немецких католиков за их присутствие в таком большом количестве. «Этот факт, — отметил он, — наполняет мое сердце радостью». «В общине Церкви, — сказал Папа, — все поддерживают друг друга, вместе противостоят штормам, друг друга охраняют». Но затем он признал, что далеко не все именно так видят Церковь.
«Некоторые, глядя на Церковь, — отметил Святой Отец, — видят один только ее внешний аспект. И тогда Церковь кажется им всего лишь одной из многих организаций демократического общества, подлежащей той же оценке, что и прочие. Если же позднее приходит еще и болезненный опыт, убеждающий, что в Церкви есть как “добрые”, так и “худые рыбы”, как “пшеница”, так и “плевелы”, а взгляд задерживается при этом на негативных вещах, великая и глубокая тайна Церкви пропадает из виду. Тогда и радость от принадлежности к “виноградной лозе”, которой является Церковь, исчезает. Ширятся недовольство, нарекания, особенно если не реализуются собственные поверхностные и ошибочные идеи о том, какой должна быть Церковь, или свои беспочвенные мечты о ней! Тогда и радостный гимн благодарения Богу, призвавшему нас в Свою Церковь, тот гимн, который с глубоким убеждением исполняли многие поколения католиков, уже не приносит нам удовлетворения».
Далее Бенедикт XVI подчеркнул, что истинное видение Церкви может быть навеяно нам словами Христа, сказанными св. Павлу на дороге в Дамаск. «Савл, Савл! Зачем ты гонишь Меня?» Таким образом Христос идентифицирует Себя с общиной верующих. Еще один библейский текст, раскрывающий подлинную природу Церкви, – это фрагмент о виноградной лозе.
«В притче о виноградной лозе, — заметил Папа, — Иисус не говорит: “Вы – виноградная лоза”. Он говорит: “Я – виноградная лоза”. Это значит: “Как ветви составляют одно целое с виноградной лозой, так и вы принадлежите Мне! Принадлежать Мне – значит принадлежать друг другу”. Эта взаимная принадлежность друг другу и Ему не является неким идейным союзом, выдуманным и символическим, а представляет собой, так сказать, биологическую, исполненную жизни принадлежность Иисусу Христу. Это и есть Церковь, то общение жизни с Ним и друг с другом, которое зиждется на Крещении, а в Евхаристии всё полнее и глубже обновляется и переживается. Слова “Я – истинная виноградная лоза” в сущности означают: “Я – ваш, а вы – это Я”. Это – неслыханная самоидентификация Господа с нами, Его Церковью».
Святой Отец отметил, что решимость несмотря ни на что оставаться в Церкви – это основополагающий экзистенциальный выбор каждого христианина. О том, какую важность имеет это решение, Господь говорит нам всё в той же притче: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15,6). «Богу не угодны бесплодие, смерть, посредственность. Всё это в конечном счете исчезнет. Богу угодны ветви плодоносящие и живые. Он дает жизнь и дает с избытком», — добавил Папа.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна