Апостольское обращение «Церковь на Ближнем Востоке» Папы Бенедикта XVI: что оно может сказать европейцам?

Апостольский визит Бенедикта XVI в Ливан (14-16 сентября 2012), со всей его многогранностью, стал особым поводом для встречи и взаимодействия различных культур, традиций, конфессий и религий. Апостольское обращение «Церковь на Ближнем Востоке» Папы Бенедикта XVI является попыткой примирить и собрать вместе сложные исторические и религиозные процессы: в этом регионе, как сквозь увеличительное стекло, фокусируются проблемы, которые затрагивают весь современный мир, включая Европу. является колыбелью трех великих монотеистических религий. Для всего человечества, особенно для христиан, это земля Спасителя нашего, Бога, земля Иисуса из Назарета. Поэтому, обращаясь к Церкви на Ближнем Востоке, Святейший Отец дает пищу для размышления и жителям Старого Света.

Папский документ может быть прочитан и проанализирован в разных ключах и контекстах. Однако главное в нем – это настойчивый призыв к диалогу, который обретает исключительное значение в контексте Ближнего Востока. Там очевидным образом присутствуют и действуют три монотеистических религии. На этой земле особенно сильно чувствуется голос молитв, возносимых различными ветвями разделенного христианства. Там также совершают свои литургии в различных обрядах восточные католические Церкви, соединенные с Преемником святого Петра, которые сохраняют свои вековые традиции и особенности. Платформ и возможностей для диалога много, но как трудно его начать и вести! Как серьезны последствия недостатка такого диалога! Свидетельством тому является трагическая, зачастую кровавая история этой земли. История, в которую вписываются события недавнего времени, последних лет, месяцев и дней, связанные со внутренними разногласиями Ислама, манипуляцией религиозным фундаментализмом в политических целях, с терроризмом, торговлей наркотиками, с политическими и экономическими интересами стран разных континентов.

Говоря о необходимости межрелигиозного диалога в контексте Ближнего Востока, Папа подчеркивает, что он должен строиться не из прагматических политических или социальных соображений, но опираться в первую очередь на богословские основания, связанные с верой. Именно вера укрепляет человека в убеждении о существовании Бога, о Его благости и любви, даруемых человеку. Поэтому вера, независимо от религиозной принадлежности, делает каждого человека способным открыться добру и истине, даже если он верит по-другому.

В Европе много говорят о диалоге. И так же много говорят о свободе во всех ее аспектах, потому что диалог неразрывно связан со свободой. И, возможно, в свете нового Папского Обращения жителям Европы вновь следует задаться вопросом о значении свободы и диалога. На Ближнем Востоке, где всегда отсутствовали мир и стабильность, а верующие во Христа находятся в условиях выживания, именно христиане сохраняют свою идентичность, которая остается очень сильной несмотря на то, что они находятся в меньшинстве и подвергаются преследованиям и дискриминации. Благодаря вере, которая не только обеспечивает основу для богословских дискуссий, но в первую очередь дает нам силы жить творчески в поликультурном сообществе, призыв христиан к диалогу и свободе имеет прочные основания.

В этой атмосфере Папа призывает к уважению религиозной свободы, просит положить конец насилию, дискриминации и ненависти. Ссылаясь на учение II Ватиканского собора, он пишет, что свобода вероисповедания является кульминацией всех свобод. Это святое и неотъемлемое право следует уважать как на личном, так и на общинном уровнях. В религии и в выражении культа свобода следует голосу совести, позволяя человеку выбирать религию, которую он считает истинной, и давая возможность публично выражать свою веру. Каждый должен иметь возможность свободного исповедания своей религии и открытой демонстрации ее символов, не рискуя жизнью и личной свободой.

Возможно, это одна из мыслей, которую хочет передать Европе. Потому что она, как ни парадоксально, во имя свободы, современности и политической корректности постоянно продвигает определенную модель антихристианского поведения и с большой эффективностью отходит от религиозных корней, на которых была сформирована. Возможно, считает, что без веры и, следовательно, без богословских оснований на этой земле можно построить прочный диалог, мир и процветание. Конечно, можно представить себе наш континент и с храмами, превращенными в художественные галереи и гимнастические залы, без крестов, выставленных на публике, без устаревших ценностей, защищающих брак и семью, и посреди всего этого – небольшая горстка христиан, которые скрываются от мира в современных катакомбах. Но будет ли он тогда землей, на которой человек созревает во всей его полноте? Будет ли это Европой?

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна