Angelus 8 октября. Папа: Бог никогда не мстит
Перед чтением молитвы «Ангел Господень» в воскресенье 8 октября Папа комментировал отрывок из Евангелия дня, в котором приводится притча о виноградарях. Хозяин поручил им виноградник, который он сам насадил, а затем отлучился, чтобы испытать их верность. Но когда наступило время собирать урожай, эти виноградари повели себя как собственники: они посчитали себя не простыми работниками, но владельцами, и отказались отдавать урожай. Они убили всех посланных хозяином слуг, а также убили его сына.
«Эта история относится и к нам», — сказал Папа: «В ней говорится о Завете, который Бог пожелал заключить с человечеством и в котором призвал участвовать также и нас. Однако эта история Завета, как каждая история любви, имея свои хорошие моменты, также отмечена предательствами и отвержением». Заключительный вопрос притчи: «Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» — продолжил Папа, — имеет целью подчеркнуть, что разочарование Бога, вызванное злодейским поведением людей, не является Его последним словом. Именно в этом заключена великая новизна христианства: даже разочарованный нашими ошибками и грехами, Бог не нарушает Своего слова, не отворачивается, и, прежде всего, Он не мстит! Бог не мстит! Бог любит, Он не мстит, Он ждет нас, чтобы простить и обнять».
Через ситуации слабости и греха Бог продолжает вливать «новое вино» Своего виноградника, то есть продолжает изливать на нас Своё милосердие, и есть только одна преграда, противостоящая твердой, но нежной воле Бога: наше высокомерие, самонадеянность, которая иногда доходит до деспотизма, — сказал далее Папа: «Сталкиваясь с таким поведением, даже там, где лоза не даёт плодов, Слово Божие сохраняет всю свою силу порицания и предостережения: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его»».
Необходимость со всей безотлагательностью ответить плодами добра на призыв Господа, Который зовет нас стать Его виноградником, помогает нам понять, что нового и оригинального есть в христианской вере, — пояснил Папа: «Она является не столько неким сводом предписаний и моральных норм, но в первую очередь предложением любви, с которым Бог через Иисуса обратился и продолжает обращаться к человечеству. Это приглашение войти в историю любви, став живым и открытым виноградником, богатым плодами и надеждой для всех. Замкнутый виноградник может стать диким и приносить дикие ягоды. Мы призваны выйти из виноградника в мир, чтобы служить братьям, которые не с нами, чтобы тормошить друг друга и взаимно поддерживать, чтобы помнить о том, что мы должны быть виноградником Господним в любых условиях, даже в самых нелегких и неудобных».
После чтения молитвы «Ангел Господень» Папа напомнил, что 7 октября в Милане был причислен к лику блаженных о. Арсенио из Триголо (в миру Джузеппе Мильявакка), священник из ордена Меньших Братьев Капуцинов и основатель общины Сестёр Пресвятой Марии Утешения. «Восхвалим Господа, — призвал Папа, — за этого смиренного Его ученика, который даже среди невзгод и испытаний никогда не терял надежды».
***
Полный текст размышления Святейшего Отца:
Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
Литургия этого воскресенья предлагает нам притчу о виноградарях. Хозяин поручил им виноградник, который он сам насадил, а затем отлучился (ср. Мф 21,33 — 43). Таким образом была испытана верность этих виноградарей: виноградник был поручен им, и они должны были ухаживать за ним, заставить его плодоносить и вручить полученный урожай хозяину. Когда приблизилось время собирать урожай, хозяин послал своих слуг, чтобы забрать плоды. Но виноградари повели себя как собственники: они посчитали себя не простыми работниками, но владельцами, и отказались отдавать урожай. Они избили слуг до смерти. Однако хозяин проявляет к ним терпение: он посылает других слуг, но результат остаётся прежним. В конце концов, проявив терпение, он решает послать к ним своего сына. Но эти виноградари, охваченные жаждой наживы, убивают также и сына, думая, что таким образом завладеют наследством.
В этой истории в аллегорической форме показаны упрёки пророков, относящиеся к истории Израиля. Эта история относится и к нам: в ней говорится о Завете, который Бог пожелал заключить с человечеством и в котором призвал участвовать также и нас. Однако эта история Завета, как каждая история любви, имея свои хорошие моменты, также отмечена предательствами и отвержением. Чтобы мы поняли, как Бог Отец отвечает на отказ принять Его любовь и предлагаемый Им завет, евангелист вкладывает в уста хозяина виноградника вопрос: «Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф 21, 40). Этот вопрос имеет целью подчеркнуть, что разочарование Бога, вызванное злодейским поведением людей, не является Его последним словом. Именно в этом заключена великая новизна христианства: даже разочарованный нашими ошибками и грехами, Бог не нарушает Своего слова, не отворачивается, и, прежде всего, Он не мстит!
Братья и сестры, Бог не мстит! Бог любит, Он не мстит, Он ждет нас, чтобы простить и обнять. Через «отброшенные камни», — а Христос является первым краеугольным камнем, который отвергли строители, — через ситуации слабости и греха Бог продолжает вливать «новое вино» Своего виноградника, то есть продолжает изливать на нас Своё милосердие. Это новое вино виноградника Господня: милосердие. Существует только одна преграда, противостоящая твердой, но нежной воле Бога: наше высокомерие, самонадеянность, которая иногда доходит до деспотизма! Сталкиваясь с таким поведением, даже там, где лоза не даёт плодов, Слово Божие сохраняет всю свою силу порицания и предостережения: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21,43).
Необходимость со всей безотлагательностью ответить плодами добра на призыв Господа, Который призывает нас стать Его виноградником, помогает нам понять, что нового и оригинального есть в христианской вере. Она является не столько неким сводом предписаний и моральных норм, но в первую очередь предложением любви, с которым Бог через Иисуса обратился и продолжает обращаться к человечеству. Это приглашение войти в эту историю любви, став живым и открытым виноградником, богатым плодами и надеждой для всех. Замкнутый виноградник может стать диким и приносить дикие ягоды. Мы призваны выйти из виноградника в мир, чтобы служить братьям, которые не с нами, чтобы тормошить друг друга и взаимно поддерживать, чтобы помнить о том, что мы должны быть виноградником Господним в любых условиях, даже в самых нелегких и неудобных.
Дорогие братья и сестры, призовём покровительство Пресвятой Девы Марии, дабы Она помогала нам быть везде, особенно на окраинах общества, виноградником, который Господь насадил на благо всех, и приносить новое вино Божьего милосердия.
Источник: Радио Ватикана