125 лет под покровительством святой Анны

Время течет незаметно. Казалось бы, совсем недавно екатеринбургскому католическому приходу святой Анны исполнилось 120 лет, — 22 сентября 1996 года. Над храмом — символическая крыша, которая защищает от дождя, но не от пронизывающего холода. Обряд освящения стен будущей церкви совершает папский нунций архиепископ Джон Буковский. На днях в музее открылась выставка, рассказывающая об истории прихода «Вторая жизнь костела». «Вторая жизнь» действительно только начинается. Еще не очень верится, что возродившаяся община — это именно та, прошедшая через лагеря и тюрьмы, горечь отречения и радость обретения Бога. Но вот случайная встреча в музее. К чудом сохранившейся фотографии последнего пастыря прихода святой Анны подходит пожилая женщина. «Так это же ксендз Будрис», — говорит она И вот на самом деле соединяются две эпохи, соединяются, погребая под собой годы безверия. Анна Робакевич — дочь активиста прихода Мариана Давидовича Робакевича и вторая прихожанка, посещавшая в детстве уроки воскресной школы и помнящая разрушенный храм. Первой откликнулась в 1994 году дочь органиста — Софья Станиславовна Хыб.

Хрупкие нити, связывающие нас с прошлым, крепнут. Вместе с тем растут стены нового храма. Когда в 2000 году состоялась его консекрация, уже никто не сомневался в праве на существование здесь католической общины.
Свой 125-летний юбилей община святой Анны встречала с двумя священниками, монахинями, ведущими активную работу по катехизации, заметно увеличившейся паствой. Приход святой Анны за эти годы вырос не только численно, но, что самое главное, духовно.

Настоятель прихода отец Георгий Пачуски высказал пожелание вновь обратиться к теме истории и устроить выставку. Прихожане откликнулись. Новая выставка называлась: «Под покровительством святой Анны». За пять лет удалось заполнить многие белые страницы в истории прихода и найти уникальные реликвии прошлого. Выставка проходила в Свердловском областном краеведческом музее, в доме Поклевских-Козелл. B XIX веке фамилию Поклевских-Козелл знал каждый католик за Уралом. Семья Поклевских участвовала в строительстве церквей в Томске, Тобольске, Перми, Тюмени, а храмы в Екатеринбурге и Омске почти полностью были возведены за их деньги.

Что и как показать на выставке? Каким образом уместить богатую историю нашего прихода в музейном зале? И самое главное, согласятся ли архивы, библиотеки и два музея дать экспонаты, рассказывающие об истории Церкви? Такими вопросами приходилось задаваться вплоть до самого открытия музейной экспозиции. Помогло то, что еще год назад по инициативе Марины Плаксиной юбилей католического прихода попал в список официально празднуемых знаменательных дат Свердловской области. Впрочем, опасения не подтвердились, и все привлеченные организации охотно поделились бесценными документами, книгами и прочими экспонатами, благодаря чему и удалось создать выставку.

Еще пять лет назад мы радовались случайно найденной плитке, украшавшей пол храма. Все остальное — от органа до одежды священников — казалось безвозвратно утраченным. Но если Булгаков утверждал, что рукописи не горят, то наш приход мог убедиться, что ничего в природе не исчезает бесследно. Чуть позже, чем плитка, был найден столб от ворот взорванного в начале 1960-х годов здания храма. Нашлись фотографии прихожан, молитвенники, книги из приходской библиотеки…
В 2000 году за неделю до освящения нового екатеринбургского католического храма, из краеведческого музея в приход вернулась фигура Иисуса Пылающее Сердце, а чуть позже стены католической церкви украсил образ «Иисус и фарисеи», чудом сохранившийся в одной из семей.

Однако на этом находки не закончились. Многие из них стали экспонатами выставки «Под покровительством святой Анны». Благодаря помощи хранителя краеведческого музея, Нины Александровны Гончаровой, удалось установить, что фигуры с алтаря храма (всего восемнадцать) хранятся ныне в музее изобразительных искусств. Хранитель коллекции тканей, Лидия Васильевна Плотникова, извлекла из запасников детали, служившие украшением орната уральского священника в XIX веке. Удалось даже разгадать несколько загадок, связанных с никогда не выставлявшимися раньше музейными экспонатами. Так, например, хранившиеся в музее барельефы «Страсти Господни», считавшиеся протестантскими, оказались стояниями Крестного пути, а надписи к ним, хоть и написанные готическим шрифтом, были французскими. «Портрет кардинала», числившийся в списке музейных картин, пришлось «разжаловать», оказалось, что это был портрет главы российских католиков — архиепископа Могилевского Болеслава Иеронима Клопотовского. Попали на выставку и книги из приходской библиотеки. Долгое время их никто не искал, так как свидетели утверждали, что в 1930 году они были выброшены вместе с имуществом на улицу. Оказалось, однако, что часть книг уцелела и хранится ныне в областной библиотеке имени Белинского.
Почти с каждым экспонатом, оказавшимся на выставке — от образа Остробрамской Божьей Матери до фрагмента памятника с католического кладбища, — связана интересная история, а их на выставке более пятидесяти.

История екатеринбургского прихода, носящего имя бабушки Иисуса, похожа на судьбы многих католических общин азиатской России. Родившись в польской среде, католическая община прежде всего объединяла поляков, да и не могла быть иной. До 1905 года переход в католичество расценивался как преступление, а дети от смешанных браков воспитывались в православной вере.

Поляков за Уралом всегда было много. Большинство составляли ссыльные, но были и те, кто оказался на Урале в поисках работы. Католическая община была довольно замкнутым организмом, вплоть до начала первой мировой войны. С началом войны за Урал регулярно стали прибывать эшелоны с пленными и эвакуированными. Приход стал многонациональным, и численность его резко увеличилась. Однако не надолго. Возрождение Польши и репатриация поляков, составлявших ядро католических общин Сибири, гражданская война и разгром белой армии, частью которой была и пятая дивизия польских стрельцов, установление советской власти и начало наступления на религию — все это этапы, которые пережил приход святой Анны. Закрытие церкви, арест священников и прихожан, казалось бы, никаких надежд на возрождение. Трудные 1930-е и 40-е. Депортации поляков, украинцев, латышей и немцев. Именно в их среде началось духовное возрождение католических общин, которые были уже не польскими, немецкими или латышскими, но Христовыми. Подпольные религиозные встречи 1970-80-х, и вот, наконец, 1991 год — долгожданное для многих возрождение структур католической Церкви в России. Неуверенность первых лет, первые крещения, исповеди, конфирмации, первые призвания… Вся эта история и представлена на выставке в Свердловском областном краеведческом музее.

Бывавшие в 1970-х годах в Литве поляки рассказывали, что по музею атеизма, расположенному в одном из храмов, их водила старушка. Пожилая женщина с печалью говорила о том, что когда-нибудь придется вновь освящать храм, подвергшийся профанации. Удивительно было слышать эти слова, звучавшие тогда, когда ничто не предвещало возрождения. Но Бог делает возможным даже невозможное. Посетители Свердловского областного краеведческого музея на выставке «Под покровительством святой Анны» могут увидеть католические реликвии, бережно сохраненные… в Антирелигиозном музее. Именно туда после разгрома общины и закрытия храма попали многие предметы. После ликвидации в 1946 году этого учреждения его экспонаты были переданы в различные музеи Екатеринбурга. Разве это не урок того, что наше прошлое, даже самое удручающее, может неожиданно стать свидетельством веры?

Татьяна Мосунова

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна