Закончен первый этап реставрации знаменитого Гентского алтаря братьев Ван Эйков
ГЕНТ. Ученые и историки искусства в Бельгии 12 октября 2016 г. закончили первую стадию восстановления одного из самых важных шедевров раннего ренессансного искусства Нидерландов -алтаря братьев Ван Эйков из собора св. Бавона в Генте, сообщило информационное агентство Reuters.
Законченный в 1432 г. алтарь, именуемый по его центральной композиции «Поклонение мистическому Агнцу», является комплексом, который имеет в высоту приблизительно четыре с половиной метра (14.75 футов), а ширину — три с половиной метра. Он состоит из 12 панелей, восемь из которых имеют изображения с обеих сторон, что позволяет алтарю находиться в открытом и закрытом состоянии.
Первая стадия восстановления алтаря заняла четыре года и была сосредоточена на внешних панелях, которые изображают сцену Благовещения, а также пророков и два портрета молящихся заказчиков (донаторов) алтаря.
У Гентского алтаря была сложная судьба. Он пережил не только период разрушения религиозных изображений — эта «эпидемия», порожденная Реформацией, пронеслась по Нидерландам летом 1566 года. Алтарь также стал жертвой ограблений, когда вторгнувшиеся во Фландрию французские и немецкие войска в различных войнах стремились завладеть шедевром. Этот драматический период закончился обнаружением Гентского алтаря в австрийской соляной шахте в конце Второй мировой войны.
Живопись алтаря Ван Эйков подвергалась нескольким попыткам восстановления за прошлые 600 лет. Нынешним реставраторам пришлось принять трудные решения, определив, какие слои позднейших записей удалить, а какие — оставить.
Далеко не всегда ясно, какие мазки кисти были сделаны Хубертом Ван Эйком, какие его младшим и более известным братом Яном, а которые — другими, более поздними мастерами, подновлявшими живопись Ван Эйков.
Результатом реставрации стало намного более яркое изображение с намного большей глубиной, сказала Анне ван Гревенштайн, заслуженный профессор Амстердамского университета, которая консультировала по вопросам проекта реставрации.
«Мы теперь видим то, что сделал Ван Эик», сказала она, имея в виду Яна, который закончил работу над алтарем самостоятельно после того, как его брат умер.
Проект вошел во вторую фазу восстановления внутренних панелей с центральными группами, которая, как намечено, будут закончена в 2018 г. Полностью реставрация алтаря должна быть закончена в 2020 г.
Одну часть живописи алтаря будет особенно трудно восстановить: панель с изображением «Праведных судий», которая была украдена в 1934 г., в настоящее время заменена копией, сделанной в 1945 г. по фотографии похищенной композиции.
Источник: Седмица.ру