Выставка библейской графики Сальвадора Дали
В пятницу, 29 января, в смоленском культурно-выставочном центре имени Тенишевых открылась уникальная выставка «Сальвадор Дали. Священное послание», сообщают российские СМИ. В экспозиции 105 гравюр великого мастера — его иллюстрации к Ветхому и Новому Завету.
За иллюстрирование Библии Сальвадор Дали взялся в 59 лет, получив заказ от итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто. Будучи ревностным католиком, Альбаретто надеялся, что эта работа заставит Дали обратиться к религии.
Сальвадор Дали к моменту создания (1963-1964 годы) был уже популярной и влиятельной в мире искусства фигурой, поэтому заказчик оставил за художником право самостоятельно выбрать темы, сюжеты, технику иллюстраций. Так появилась самая значительная серия его графических работ. В гравюрах для Библии художник использует сюрреалистический способ видения к каноническим евангельским сюжетам.
Серия насчитывает 105 литографий, выполненных в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш. Впоследствии, 1964-1967 годах, они были переведены в литографии и отпечатаны на специальной бумаге ручной работы общим тиражом около 1800 отпечатков.
В 1967 в Италии была впервые выпущена уникальная Библия с сюрреалистическими иллюстрациями Сальвадора Дали — Biblia Sacra.
Трактовка библейских сюжетов оказалась у Дали предсказуемо необычной, и уловить сюжет в отрыве от текста не каждому под силу. Тем не менее, они получили одобрение Католической Церкви, а иллюстрированное работами Дали специальное издание Библии было преподнесено в подарок Папе Римскому.
Эти работы при всей кажущейся противоречивости привлекают внимание зрителя, прежде всего, новым прочтением Священного Писания. Мистик и сюрреалист, Дали настойчиво заглядывает в подсознательное. Его мысли и образы, возникавшие под воздействием погружения в мир библейских сюжетов, дали свободу форме, содержанию и цвету.
Организаторы выставки в Смоленске предупредительно уведомили наблюдателей, что представленные на выставке работы имеют сертификат подлинности от издателя Rizzoli, подтверждающий, что это действительно «единственный подлинный экземпляр № 17 „Священной Библии“». Кроме этого, подлинность гравюр выставки доказана заключениями интернациональных знатоков.
Работы принадлежат частному итальянскому коллекционеру, ни одной из них нет в российских музейных собраниях.
Фото Ольги Лисиновой («Российская Газета»):