Всеправославный собор мигрирует на Запад?
Историческое собрание лидеров восточного христианства под угрозой срыва, считает обозреватель приложения «НГ-Религии» Владислав Мальцев.
21 января 2016 года в местечке Шамбези близ Женевы, где расположена одна из резиденций Константинопольского патриарха, начнется встреча глав поместных православных Церквей. Темой этого совета, по-гречески синаксиса, станет подготовка Всеправославного собора, который два года назад патриархи на встрече в Стамбуле назначили на май 2016 года. Согласно первоначальному замыслу, синаксис должен был пройти в Фанаре, историческом районе Константинопольского (Вселенского) патриархата в Стамбуле, но, по словам секретаря по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата Игоря Якимчука, «из-за осложнившейся политической ситуации с Турцией» мероприятие было перенесено в Швейцарию, причем его проведение также могло быть отодвинуто на более поздний срок. Однако, как сообщил 18 января «НГР» заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, «встреча глав православных Церквей состоится, заседания начнутся 22 января и завершатся 27-го».
Принятие решений на синаксисе подразумевает консенсус глав всех поместных православных Церквей. В связи с этим ряд Церквей накануне мероприятия озвучили условия участия в совете. Так, Синод Болгарской православной церкви 1 декабря 2015 года сделал заявление о том, что «БПЦ примет участие в предстоящем синаксисе в лице ее предстоятеля – патриарха Болгарского, если ее Священный синод и патриарх своевременно получат программу дневных заседаний и если до созыва совещания в Шамбези будут преодолены спорные вопросы». Под спорным вопросом имелась в виду «вероятность присутствия неканоничного представителя Церкви Чешских земель и Словакии».
Неканоничным главой Чешской церкви в БПЦ считают Симеона (Яковлевича), в 2013 году в ходе соперничества за пост лидера поддержанного патриархом Константинопольским Варфоломеем и его западноевропейскими митрополитами. С Ростиславом (Гонтой), в конце концов избранным митрополитом Чешских земель и Словакии, Фанар прервал всякое общение, сделав ставку на создание в этой Церкви альтернативного Синода. Однако ввиду демарша болгар и очевидной поддержки митрополита Ростислава со стороны РПЦ патриарх Варфоломей был вынужден пойти на попятный. 12–13 января специальная комиссия Константинопольского патриархата провела ряд встреч в Чехии, и в итоге Варфоломей признал избрание Ростислава главой Церкви Чешских земель и Словакии, а тот принес патриарху Константинопольскому извинения за ранее сделанные высказывания и признал «действующим исключительно» относительно статуса его Церкви томос (указ) Варфоломея 1998 года о даровании автокефалии. Первый томос был дан чехам в 1951 году Русской православной церковью, что Фанар проигнорировал, а позже, исходя из собственного представления о решающем праве на дарование Церквам независимости, издал свой указ. В рамках примирения также «без создания канонического прецедента» паритетно признаны архиерейские хиротонии, произведенные в ходе раскола в Церкви Чешских земель и Словакии каждой из его сторон.
Однако не успел Константинопольский патриархат разрешить старый конфликт, вставший на пути возможности собрать глав поместных Церквей, как обозначился новый. 13 января Синод Элладской православной церкви под председательством архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II принял решение о том, что представлять его на этом синаксисе будет группа митрополитов. «Фанар, едва узнав об этом решении (видимо, еще на стадии подготовки. – «НГР»), послал одного из своих европейских митрополитов, чтобы убедить архиепископа участвовать в работе синаксиса, – сообщило 10 января греческое информагентство Romfea. – Несмотря на комплименты, братские объятия и связанные с ними пожелания, епископ Вселенского патриархата получил от архиепископа Иеронима отрицательный ответ».
В этой связи стоит вспомнить, что журналисты, присутствовавшие 28 декабря 2015 года на епархиальном собрании Киевской митрополии Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), утверждают, что митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) заявил: от участия во Всеправославном соборе могут отказаться Элладская, Антиохийская и Русская православная церкви. Это подтверждает и Romfea, сообщившая 10 января, что «давлению с целью принудить к участию в синаксисе подвергся и патриарх Антиохийский Иоанн». Антиохийский патриарх отказывается присутствовать на совещании, так как ранее разорвал отношения с Иерусалимским патриархатом, создавшим свою епархию в Катаре, который антиохийцы считают своей канонической территорией.
На пути к синаксису и, главное, Всеправославному собору стоят не только конфликтные моменты во взаимоотношениях Церквей. Выше уже цитировались опасения Синода БПЦ по поводу того, что накануне предварительного совещания отсутствует четкое понимание о его регламенте и о документах, с которыми придется работать. Подобное мнение высказывает и Московский патриархат. «Дискуссии вокруг регламента Всеправославного собора натолкнулись на трудности, которые не удалось преодолеть», – констатируется в журналах заседания Священного Синода РПЦ от 24 декабря 2015 года.
Вернувшись с заседания в Москве, митрополит Онуфрий высказал по этому поводу уже собственные сомнения, которые приводят украинские СМИ. «Всегда вопросы, выносимые на Соборы, обсуждались заранее, – цитирует митрополита Киевского сайт Украина.ру. – Не было такого, чтобы Собор уже начался и только после этого начинали вбрасывать вопросы, о которых большинство не подозревает, вопросы заведомо спорные и вызывающие рознь… Если вопросы будут только предлагаться для обсуждения уже на самом Соборе, это выльется в балаган, который станет позором для Вселенской православной церкви… Там тысяча способов обмануть человека и сотворить неправду». Синод УПЦ МП выпустил заявление, в котором сказано об обеспокоенности украинских епископов ситуацией, которая складывается вокруг подготовки Всеправославного собора. Украинская церковь, видимо, опасается каких-то кулуарных договоренностей, способных изменить ситуацию в православной общине этой страны.