Воскресное размышление Папы Франциска перед чтением молитвы «Angelus» 30 августа 2015: очистить сердце и уста, чтобы жить по закону Божию
Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
Евангелие сегодняшнего воскресенья представляет диспут между Иисусом и несколькими фарисеями и книжниками. Дискуссия касается ценности «предания старцев» (Мк 7,3). Иисус, опираясь на пророка Исаию, дал им определение «человеческих заповедей» (ст. 7), которые никогда не должны занимать место «заповеди Божией» (ст. 8). Древние предписания, о которых шёл спор, содержали в себе не только Божьи заветы, открытые Моисею, но и целый ряд заповедей, которые уточняли предписания Моисеева закона. Собеседники Иисуса выполняли эти нормы очень скрупулезно и представляли их как выражение истинной религиозности. Поэтому они упрекают Иисуса и Его учеников в их нарушении, особенно тех, что были связаны с внешним очищением тела (ср. ст. 5). Ответ Иисуса имеет силу пророчества: «Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (ст. 8). Эти слова наполняют нас восхищением нашим Учителем: мы чувствуем, что в Нем есть истина, и Его мудрость освобождает нас от предубеждений.
Но будьте внимательны! Этими словами Иисус желает предупредить также и нас, сегодня, что для того, чтобы считать себя хорошими христианами, недостаточно внешнего соблюдения законов. Как тогда для фарисеев, так и для нас существует опасность считать себя в порядке или, еще хуже, лучше других по одной лишь причине соблюдения правил, обычаев, даже если мы не любим ближнего, жестоки сердцем, горды и надменны. Буквальное исполнение предписаний — это нечто бесплодное, если оно не изменяет сердце и не претворяется в конкретные действия: открыться к встрече с Богом и с Его словом, искать справедливости и мира, помогать бедным, слабым, угнетенным. Мы все — в наших общинах, приходах, кварталах –знаем, сколько зла причиняют Церкви и вызывают возмущение людей те, кто называет себя глубоко верующими католиками и ходят часто в храм, а затем, в повседневной жизни, забывают о семье, плохо говорят о других и так далее. Это именно то, что Иисус осуждает, так как это антихристианское свидетельство.
Продолжая свое наставление, Иисус заостряет внимание на одном очень глубоком аспекте и утверждает: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (ст. 15). Таким образом Он подчеркивает первенство внутреннего, первенство «сердца»: не внешнее делает нас святыми или не святыми, но именно сердце выражает наши намерения, решения и желание делать все ради любви к Богу. Внешние действия — это последствия того, что мы решили в сердце, а не наоборот: через внешние действия, если сердце не изменится, мы не становимся хорошими христианами. Граница между добром и злом проходит не за нашими пределами, но прежде всего внутри нас. Мы можем задать себе вопрос: где мое сердце? Иисус говорил: «Где твое сокровище, там и твоё сердце». В чем заключается моё сокровище? В Иисусе, в Его учении? Тогда у тебя доброе сердце. Или сокровище в чём-то другом? Поэтому именно сердце должно быть очищенным и обратившимся. Без очищенного сердца нельзя иметь по-настоящему чистых рук и уст, которые произносят искренние слова любви, милосердия, прощения. Это можно творить только с искренним и очищенным сердцем.
Попросим Господа, по заступничеству Пресвятой Девы, даровать нам сердце чистое, свободное от всякого лицемерия. «Лицемеры»: так Иисус называет фарисеев, потому что они говорят одно, а делают другое. Испросим сердца, свободного от всякого лицемерия, чтобы мы могли жить по духу закона и достичь его цели, которой является любовь.
Источник: Радио Ватикана