Владыка Иосиф Верт о своей поездке в Латинскую Америку

В январе 2014 года епископ побывал в трех странах Латинской Америки – Уругвае, Аргентине и Чили. Владыка любезно согласился прийти в редакцию «Сибирской Католической Газеты», чтобы рассказать о целях этой поездки и наиболее ярких впечатлениях, оставшихся от нее… Ниже – расшифровка аудиозаписи его рассказа.

Рассказывает епископ Иосиф Верт:

001Это была моя первая поездка в Латинскую Америку, хотя, начиная с 1991 года, я неоднократно побывал в Европе и даже в Северной Америке. Цель таких поездок – по преимуществу поиск священников для вверенной мне епархии. Следует говорить и о поиске денежных средств: к сожалению, не только сегодня, но даже в ближайшем будущем мы не сможем строить и развивать нашу Церковь только за счет пожертвований наших прихожан. Но главным остается всё же приглашение священников и сестер-монахинь – добровольцев, желающих связать свою жизнь с Россией и нашей епархией. Этой работой я занимаюсь с самого начала – с 1991 года, времени образования наших структур и назначения меня епископом в Новосибирск.
Еще в начале 90-х годов я узнал, что в Латинской Америке, особенно в Аргентине, компактно проживает много моих соотечественников, поволжских немцев, и что среди них есть немало духовных призваний. Я даже общался на одной из международных встреч с епископом из Аргентины, который рассказал мне об этом и пригласил посетить свою страну.

002 – совершенно новый и непривычный для нас край, более непривычный, чем Европа или даже Северная Америка. Там даже солнце движется не слева направо, а справа налево; когда у нас зима, там лето и т.д. Поэтому должно было пройти 23 года, прежде чем я, наконец, собрался и поехал в Латинскую Америку.
Была и другая причина, чтобы отложить поездку. В Европе и даже в Северной Америке для меня не существует языкового барьера, поскольку я хорошо владею немецким языком. Но такой барьер существует в испано-говорящих странах. Однако в данном случае я воспользовался поездкой в Латинскую Америку моего брата, отца-иезуита Клеменса Верта: я отправился вместе с ним, а он, владея английским и испанским языками, согласился быть моим переводчиком.
Страны Латинской Америки считаются странами «третьего мира», а потому искать там материальную помощь для нашей деятельности не имеет смысла, но зато – это самый католический регион мира (80 – 95% католиков от всего населения), и от них мы можем ждать духовной поддержки. Но если речь идет о приглашении католических священников, то тут тоже не всё так просто: ведь мне было известно, что количество священников по отношению к числу верующих на этом континенте не такое уж и большое.
Еще одним мотивом для поездки стало избрание Папой латиноамериканца, аргентинца. Папа Франциск придал определенный импульс этой поездке.

003Первой страной на латиноамериканском континенте, куда мы прилетели, стал Уругвай. Здесь я не смог не отметить, как же мы мало знаем Латинскую Америку! Хотя политическую карту этого региона я очень хорошо знал со школьной скамьи. Но почему-то такие названия как «Уругвай», «Парагвай» у меня ассоциировались прежде всего с джунглями в амазонской глуши. На самом же деле, современный Уругвай – это самая европейская, самая демократическая, а, может быть, экономически наиболее развитая страна Латинской Америки. Вот об этом я совсем не знал… Это небольшая страна – по площади в 2,5 раза больше, чем Литва, где я когда-то учился, а по населению – лишь немного превышающая население Литвы.

026Мы прилетели из Парижа в Монтевидео. В этих краях январь – самый жаркий летний месяц, как у нас июль, и температура доходила до 35-40 градусов. В пригороде Монтевидео мы провели 10 дней, в летней резиденции местных отцов-иезуитов, где они пребывали на отдыхе. Там я смог встретиться со многими уругвайскими и аргентинскими священниками-иезуитами. Дело в том, что уругвайская провинция иезуитов объединилась какое-то время назад с аргентинской провинцией, так что теперь в этих странах существует одна провинция Общества Иисуса. Ранее эту провинцию достаточно долго возглавлял Хорхе Марио Бергольо – нынешний Папа Римский Франциск.
Мне довелось пообщаться с нынешним провинциальным настоятелем. Общение с ним, как и с другими священниками-иезуитами, было очень поучительным для меня. Думаю, что и им было интересно узнать о России и о ситуации Католической Церкви в России из первых уст. Я показывал им слайды, рассказывал о Сибири, о нашей поместной Церкви, и многие вещи были для них такими же новыми или даже более новыми, чем для меня увиденное в Латинской Америке.
Хочу отметить, что интерес к России в Латинской Америке ощущается до сих пор, хотя он, безусловно, меньше, чем 23 года назад, когда только что упал «железный занавес» и Церковь у нас получила свободу. Тот интерес был просто огромен, и тогда за короткое время к нам приехало несколько десятков священников и сестер-монахинь, некоторые из которых несут у нас служение до сих пор. Да, такого интереса теперь уже нет ни в Европе, ни в Америке. Однако привилегией Католической Церкви является то обстоятельство, что куда бы ты ни поехал, тебя принимают как брата, а значит, определенный интерес есть всегда.

029Следующей за Уругваем страной, которую я посетил, была Аргентина. Аргентину и Уругвай разделяет река Парана. Я со школы помнил, что самая большая река в Америке – это Амазонка. Однако уругвайцы считают такой рекой именно Парану с ее притоком Уругвай. Ее устье у впадения в Атлантический океан местами достигает 300 км в ширину. Этот водоем выглядит уже не как река, а как море. Однако это именно река, поскольку вода в ней пресная. Лишь временами сильный ветер с океана приносит какое-то количество соленой воды.
По другую сторону устья находится столица Аргентины Буэнос-Айрес. Мы приплыли туда, хоть и по реке, но на огромном океанском лайнере. Кстати, отмечу, что в самом конце путешествия мы приплыли обратно на корабле под названием «Франциск». Этот корабль носит имя Франциска всего несколько месяцев, раньше у него было другое имя. Он назван так не в честь Св. Франциска Ассизского (как, скажем, город Сан-Франциско), а в честь нынешнего «аргентинского» Папы.

В Буэнос-Айресе, поскольку я путешествовал в компании моего брата-иезуита и сам принадлежал к Обществу Иисуса, мы воспользовались гостеприимством иезуитских структур, что значительно облегчило нам пребывание в Аргентине и реализацию намеченной программы. Остановились мы в иезуитском доме.
004Я имел встречу с архиепископом Буэнос-Айреса Марио Аурелио Поли, которого несколькими днями раньше Папа назначил кардиналом. Официально он будет возведен в кардинальское достоинство 22 февраля этого года, в праздник Кафедры Св. Петра. Я поздравил его с этим высоким назначением. Мы очень хорошо побеседовали: я рассчитывал на полчаса беседы, а реально она продолжалась почти час. Нужно отметить, что жаркий январь в Латинской Америке – это традиционное время отпусков, в том числе и для епископов и священников, что не способствует деловым встречам и контактам. И всё же мне удалось встретиться с четырьмя правящими архиепископами – Буэнос-Айреса, Монтевидео (уже на обратном пути), аргентинской Кордовы и Сантьяго-де-Чили.
К моему удивлению архиепископ Буэнос-Айреса оказался прекрасно проинформированным о ситуации в России. Он сам уже побывал в России, кроме того, в России, в Нижнем Новгороде, много лет служит один из священников его епархии. Также в России, в том числе в нашей епархии, служат священники основанной в Аргентине и очень известной монашеской Конгрегации Воплощенного Слова. Правда, на данный момент в нашей епархии аргентинцев среди них нет, теперь служащие у нас священники этого ордена – это украинцы. Однако прежде служили аргентинцы, и, возможно, кто-то из них опять приедет в будущем.
Благодаря осведомленности архиепископа аргентинской столицы о «русских делах», наша беседа проходила на высоком уровне: не нужно было объяснять азы или развеивать наивные представления человека, ничего не знающего о нашей стране.

024В Буэнос-Айресе мы осмотрели многие храмы, в том числе и Кафедральный собор, где еще не так давно служил прежний архиепископ этого города, кардинал Хорхе Марио Бергольо, теперь – Епископ Рима и Папа.
Очень интересной была наша экскурсионная поездка в городок Сан-Игнацио, где мы увидели развалины иезуитской редукции 17-18 веков и посетили соответствующий музей. Первая редукция, руководимая отцами-иезуитами, была основана в 1609 г. Это – поселение принявших Крещение и практикующих католическую веру местных жителей-индейцев. Всего таких редукций со временем стало 33, в каждой из них проживало от тысячи до пяти тысяч человек. Общее население всех редукций на пике их развития составляло 150 тысяч человек – огромная цифра по тем временам. В редукции, которую мы посетили, когда-то проживало около двух тысяч человек.

025Общество Иисуса попросило испанского короля позволить им заниматься миссией среди индейцев в закрытом пространстве, поскольку прибывавшие из Европы христиане – купцы, военные, чиновники – подавали слишком плохой пример новообращенным, чем мешали проповеди Евангелия, и занимались беззастенчивой эксплуатацией индейского населения. Соответствующее разрешение иезуиты получили и создали своеобразное государство на территории страны, которая получила название Парагвай. Но это был «Большой Парагвай», часть которого позднее вошла в состав Аргентины по итогам войны между этими государствами в середине 19 века.
История редукций была очень непростой. Вооруженные шайки нападали на мирные поселения, грабили их, убивали индейцев или обращали их в рабство. В конце концов, под руководством иезуитов были созданы вооруженные отряды самообороны, и они заставили бандитов отступить. Однако в каких-то случаях редукции приходилось переносить в более безопасное место, преодолевая для этого сотни километров по непроходимым джунглям…

Об этом своеобразном иезуитском государстве я впервые узнал еще 40 лет назад, прочитав во время моего новициата в Обществе Иисуса книгу Ren? F?l?p-Miller, „Macht und Geheimnis der Jesuiten“ (т.е. «Власть и тайна иезуитов»). Это – протестантский автор, писавший об иезуитах объективно, будучи одновременно и их критиком, и их почитателем. Его книгу стоило бы издать теперь на русском языке, учитывая, что за прошедшие 23 года религиозной свободы русскоязычной литературы об иезуитах было выпущено немало, но эта литература далеко не всегда хорошего качества.
038Несколько тем привлекли особое внимание автора упомянутой мною книги. Это – миссия св. Франциска Ксаверия в Юго-Восточной Азии, богословский спор с янсенистами о благодати и свободе воли, а также – история парагвайских редукций. Помню как меня, вчерашнего советского школьника, кое-что знавшего о коммунистах-утопистах, поразило, как близко подошли парагвайские иезуиты к осуществлению коммунистического идеала. Попытки светских людей, приезжавших в более позднее время в Америку и пытавшихся основать здесь колонии с коммунистическим образом жизни, обычно заканчивались крахом через несколько лет. А иезуитские редукции существовали и экономически процветали на протяжении 150 лет и ликвидированы были только насильственно, с упразднением самого ордена иезуитов. Будучи лишены духового руководства, индейцы оставили эти места. Сохранившиеся остатки редукций относятся к культурному наследию человечества и находятся под охраной ЮНЕСКО.
О редукциях рассказывает и известный фильм «Миссия». Правда, в нем события, происходившие на протяжении многих десятков лет, охватывающих их возникновение, расцвет и упадок, были скомпонованы и уложены в очень короткое время.

022Эти развалины церквей, административных, жилых и хозяйственных построек до сих пор впечатляют. Всё было сделано в лучших традициях барочной европейской архитектуры. Жилые дома были обычно двухэтажными и почти всегда – из камня. Среди джунглей это смотрелось очень необычно. Отцы-иезуиты приглашали из Европы настоящих специалистов – архитекторов, строителей, художников, – а часто они сами были этими специалистами.
Очень жаль, что нам пришлось осмотреть всё это очень бегло, в ходе недолгой экскурсии. А по-настоящему здесь следовало бы провести по крайней мере недельку: сосредоточиться, помолиться, поразмышлять… О многом можно задуматься в этом месте: об истории всего человечества, о том, как всё приходит и уходит, о том, как даже небольшое число людей может оказывать существенное влияние на историю… Это – удивительное место!

032В Аргентине мне довелось пообщаться с одним моим земляком из числа немцев Поволжья. С этим членом Аргентинского немецкого общества меня познакомил мой родной племянник, который вот уже несколько лет живет в Латинской Америке.
На Волге была такая немецкая деревня, Мариенталь, «Долина Марии». Там вообще очень красивые, ласковые названия деревень. Например, деревня, в которой родился мой отец, так и называлась «Шенхен», т.е. «хорошенькая». Мариенталь была большой деревней. И когда 130 лет назад начался отток российских немцев в Южную Америку, большая группа жителей этой деревни переселилась в Аргентину, где основала поселок с тем же именем. Этот поселок существует и сегодня, и в нем проживает 3 тысячи человек. Родители встреченного мною земляка поселились там в 1922 г., воспользовавшись коротким периодом, когда Советская власть еще допускала переселение российских немцев за рубеж. Они специально выбрали местом жительства в Аргентине село с тем же названием, что и их родное село в России. 50 лет назад в подобных населенных пунктах все говорили только по-немецки, но теперь глобализация внесла свои коррективы. Молодежь переезжает в города, постепенно утрачивая родной язык и традиции, но, как и в нашей стране, их сохранением заняты национально-культурные общества.

039Кроме Буэнос-Айреса, мы посетили второй по величине город Аргентины – Кордову, в истории которого очень многое связано с деятельностью иезуитов, стремившихся перенести сюда религиозную культуру своей родины. Иезуиты приняли активное участие в основании самого города, открыли здесь университет (он гораздо старше, чем Московский университет в России!), построили много церквей и других зданий. Ныне Кордова имеет статус «культурной столицы» Аргентины, в ней масса музеев, исторических объектов «колониальных времен», город посещает масса туристов. «Старую Кордову» можно осматривать часами.
Здесь я встретился с архиепископом Кордовы Карлосом Хосе Наньесом и его викарным епископом. Они также проявили большой интерес к жизни нашей Церкви в России.

006Яркое воспоминание оставило у меня посещение водопадов Игуасу («Больших водопадов») на границе Аргентины и Бразилии. Известно, что Ниагарский водопад является крупнейшим в мире по количеству низвергаемой за единицу времени воды. Водопад Виктория в Африке – самый большой в мире по размерам (120 м в высоту и 1000 м в ширину). А вот водопады Игуасу претендуют на лавры самого протяженного комплекса водопадов в мире – их общая длина порядка 4 км. Именно эти водопады изображены в уже упомянутом мной фильме «Миссия».

010Из Кордовы мы, миновав тянущуюся с севера на юг материка горную цепь под названием Анды, попали на узкую, но протяженную на несколько тысяч километров полоску побережья Тихого океана, на которой расположена страна Чили. Следует заметить, что самый распространенный транспорт в Латинской Америке – это не поезда, а автобусы. Причем автобусы весьма комфортабельные, с креслами, которые откидываются намного больше, чем у нас в самолетах. Иначе и нельзя: ведь пассажирам приходится проводить в автобусах по 10-15 часов, зачастую всю ночь. Мы в общей сложности провели в автобусах около 40 часов. На одном таком автобусе мы и пересекли границу между Аргентиной и Чили, преодолев перевал на высоте 4 000 метров.

000Я встретился с архиепископом Сантьяго-де-Чили Рикардо Эссати Андрельо, который также будет официально возведен в кардинальское достоинство на ближайшей консистории 22 февраля. Он встретил нас с большой теплотой, как, впрочем, и другие епископы, с которыми мне в эту поездку довелось пообщаться.
052В Чили я впервые в жизни увидел Тихий океан, ощущая себя при этом Магелланом или тем первооткрывателем, который пересек Панамский перешеек, желая разузнать «что там», и в итоге прошел путь от одного океана к другому. Здесь я узнал несколько интересных вещей, неизвестных мне ранее. Например, что тихоокеанское побережье Южной Америки омывается холодным течением, идущим из Антарктики, а потому температура воздуха может быть гораздо ниже температуры на морском европейском побережье, которое хоть и лежит значительно дальше от экватора, зато омывается теплым атлантическим течением Гольфстрим.

b001Вернувшись в Уругвай, поскольку авиабилет на рейс до Парижа был приобретен из аэропорта Монтевидео, я принял участие в последней знаменательной встрече – с монсиньором Даниэлем Фернандо Стурла Беруэ, тогда еще – викарным епископом архиепархии Монтевидео. Ординарием этой архиепархии он стал 11 февраля с.г., уже после моего отъезда. Этот епископ, как и архиепископ Сантьяго, салезианец. Он согласился дать мне аудиенцию даже в воскресенье, поскольку другого подходящего для нас обоих времени уже не оставалось. Как и все другие епископы, он был весьма открыт и доброжелателен. Вообще, Католическая Церковь в Латинской Америке в чем-то отличается от своей европейской сестры. Если в Европе больше внимания уделяется порядку и протоколу, то Южная Америка подкупает своей непосредственностью и спонтанностью.

045Этот визит, как и другие мои визиты к епископам Южноамериканского континента, отнюдь не был простым визитом вежливости. Со всеми латиноамериканскими епископами, с которыми мне довелось общаться, у меня был заключен следующий договор: по возвращении домой, в Сибирь, я напишу статью о Католической Церкви в России (и мы постараемся перевести ее на испанский язык), а они поместят ее в католических СМИ своих епархий, и если кто-то из священников изъявит желание послужить у нас, они дадут ему такое разрешение. Нужно сказать, что это – весьма серьезная жертва со стороны латиноамериканских епископов, ведь далеко не все епископы в Европе отпускали своих священников, желающих служить в России.
В связи с этим епископ из Монтевидео пошутил, что он бы и сам хотел поехать в Сибирь, на что я, также в шутку, ответил, что как раз епископов у нас достаточно, не хватает только священников.

Я очень надеюсь, что эта моя поездка принесет столь нужные нашей Церкви плоды. В разговоре с епископом из Монтевидео я полушутя обмолвился, что если от каждого из встреченных мной четырех епископов я получу хотя бы по пол-священника, всё это предприятие было затеяно мною не зря.
051Нашим верующим тоже важно знать, что тот факт, что мы все эти двадцать лет имели постоянных священников даже в небольших приходах – это великая благодать. Как и учитывать то обстоятельство, что теперь интерес к нам в мире, благодаря которому мы и получили этих священников, намного меньше, чем двадцать лет назад. Если раньше в год могло порой приехать 10-15-20 священников, причем самостоятельно, без всякой предварительной работы с моей стороны, то теперь, чтобы заполучить хотя бы двух священников, следует приложить немало усилий. К сожалению, некоторые из священников, приехавших к нам в начале 90-х, уже умерли, другие, после многих лет, проведенных на миссии, вернулись к себе на родину. Сегодня нам предстоит с новым энтузиазмом не только озаботиться поиском новых священников, но и молиться о призваниях к священству в нашей собственной епархии, из собственных рядов верующего народа.

Запись беседы произведена
14 февраля 2014 г.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна