Процесс беатификации священника Владислава Буковинского
В Краковской архиепархии 19 июня начался процесс беатификации священника Владислава Буковинского — казахстанского пастыря, бывшего заключённого советских лагерей. В скором времени трибунал выслушает живущих в Казахстане и в Польше свидетелей жизни этого мужественного священника.
Процесс беатификации и канонизации отца Владислава Буковинского происходит на территории Краковской епархии по просьбе епископа Караганды Яна Павла Ленги, направленной кардиналу Франциску Махарскому 26 апреля 2004 года. После получения согласия Епископской Конференции Польши и согласия Конгрегации по делам канонизации в Ватикане, в Кракове начал работу беатификационный трибунал в составе: свящ. Анджей Сцомбер, свящ. Станислав Молендис и свящ. Ярослав Сорока. Постулатором в процессе назначен свящ. Ян Новак. Задачей трибунала будет прослушивание свидетелей жизни отца Вл. Буковинского, живущих в Казахстане, на Украине и в Польше, а также собрание его сочинений и различных документов, которые его касаются.
Священник Владислав Буковинский родился 22 декабря 1904 года в Бердичеве. Изучал право и богословие в Ягелонском университете|; 23 июня 1931 года был рукоположен во священника. Работал в Рабце и Сухом Бескидзкее. С согласия церковных властей в 1936 году переселился в Луцкую епархию (Польша; сегодня это территория Украины). Как приходского священника в Луцке (после захвата города Красной армией 17 сентября 1939 года) его несколько раз вызывали к советскому начальству. Провел 8 лет в лагерях. После освобождения из лагеря 10 августа 1954 года был сослан в город Караганду в Казахстане, где работал пастырем в течение двух лет — до середины 1956 г., до очередного ареста.
После выхода из тюрьмы исполнял и дальше пастырскую работу в Караганде в 1961-1969 годах. Чтобы не привлекать к себе внимания властей, начал работать ночным сторожем на строительных объектах. «Открывал часовни, которые были закрыты, и в них в частных домах собирал ранним утром или по вечерам католиков, греко-католиков и православных верующих. За это его ждали штрафы, тюрьмы, ссылки», — написал в документе, учреждающем беатификационный трибунал, кардинал Франциск Махарский.
Несмотря на преследования и тяжёлые условия работы, отец Буковинский не воспользовался возможностью возвратиться в Польшу и принял советское гражданство, чтобы — как мы читаем в документе — «остаться с верными, которые в нем нуждались». Отец Владислав работал среди поляков и немцев, высланных в Казахстан советской властью из Житомирской, Каменецкой и Винницкой областей в 1936-1940 годах.
«Отец Буковинский исповедовал поздними ночными часами, совершал мессы в домах католиков, крестил, благословлял браки, часто сопровождал умирающих», — сказал КАИ постулатор процесса свящ. Ян Новак. Он привёл в пример рассказы свидетелей жизни Слуги Божьего, который сам разыскивал католиков, нуждающихся в священнике, хотя за это ему грозили преследования. «Он старался исполнять свое служение пастыря втайне от властей, но с силой духа», — подчеркнул постулатор. Добавил, что в Караганду съезжались жители не только Казахстана, но даже соседних республик.
Отец Буковинский крестил Иосифа Верта, будущего епископа Преображенской епархии в Новосибирске.
Независимо от пастырской работы в Караганде, отец Буковинский предпринимал миссионерские «экспедиции» в окрестности Актюбинска, Семипалатинска и в Туркменистан. Его любимой молитвой бьл розарий. «Это любимая молитва католиков в Казахстане. Она их спасала, спасла их веру и смысл жизни», — подчеркнул отец Новак. И добавил, что «человек, сосланный туда, выброшенный в голую степь, переживал ужасную ситуацию, но сила розария была такова, что люди выжили в тот период страшных репрессий». По мнению священника, розарий был источником силы для отца Буковинского особенно в лагерях, где он не мог служить святых месс.
Мужественный священник умер в 1974 году.