Визит Папы Франциска в Южную Корею. День первый
В четверг 14 августа с.г., в 10.30 по местному времени, самолет с Папой Франциском на борту приземлился в международном аэропорту Сеула. «Да благословит Бог Корею, а в особенности – стариков и молодежь», — записал в связи с этим понтифик в своем Twitter’е.
Подавляющее большинство корейцев, судя по опросам общественного мнения, горячо приветствуют Папский визит и возлагают на него большие надежды. Голоса, высказывающие опасения, не столь многочисленны, но всё же есть и они, и принадлежат, с одной стороны, некоторым протестантам, которые ожидают усиления позиций католиков в стране и обращения многих корейцев в католицизм, а с другой – некоторым буддистам, которые упрекают правительство за то, что оно пригласило Франциска, а не Далай-ламу.
Обращение Папы к президенту Республики Корея
Президент Республики Корея Пак Кын Хе в сопровождении других официальных лиц, представлявших гражданские власти и Церковь, встретила Святого Отца в аэропорту, а затем состоялся прием в Президентском дворце. В своем слове Папа Франциск говорил о мотивах своего визита. Это – встреча молодых католиков Азии и беатификация 124 мучеников, стоящих у истоков христианства в Корее. Понтифик также коснулся современных проблем, актуальных как для Кореи, так и для всего мира.
«Мы призваны поразмыслить о том, насколько хорошо мы передаем наши ценности новым поколениям, — сказал, в частности, он, — как готовим мир и общество к их восприятию. В этом контексте считаю, что особенно важно задуматься о необходимости возвещать нашей молодежи дар мира. Этот призыв особенно актуален здесь, в Корее, стране, которая много страдала из-за отсутствия мира Я хочу выразить признательность за все усилия, приложенные ради дела примирения и стабильности на Корейском полуострове и призвать к их продолжению и в дальнейшем. Подобные усилия – единственный путь для достижения прочного мира. Стремление Кореи к миру весьма близко нашему сердцу, поскольку оно оказывает влияние на стабильность во всём регионе и во всём измученном войнами мире».
Далее Святой Отец отметил, что созидание мира основано на стремлении к общему благу и разрушении стен недоверия и ненависти, а также на внедрении культуры примирения и солидарности. Тем самым стремление к миру становится воистину делом справедливости по отношению к обществу и будущим поколениям.
«Подобно большинству развитых стран, — продолжил Папа, — Корея имеет дело с рядом важных социальных проблем, политическими конфликтами, экономическим неравенством и проблемами охраны окружающей среды. При этом очень важно, чтобы был услышан голос каждого из членов общества, чтобы возобладал дух искреннего общения, диалога и сотрудничества! И не менее важно проявлять особенную заботу о бедняках, слабых и лишенных голоса, не только удовлетворяя их ближайшие нужды, но и создавая им условия для общечеловеческого и культурного развития…»
В заключение Франциск процитировал слова св. Иоанна Павла II, который, находясь с визитом в Корее 25 лет тому назад, заявил, что будущее этой страны будет зависеть от того, сколько найдется среди корейского народа «людей мудрых, праведных и глубоко духовных». Воспитание таких людей – это и есть главная задача и призвание Церкви.
Встреча с епископами
Последним пунктом повестки первого дня Папского визита в Корею явилась встреча с католическими епископами этой страны, которых Святой Отец призвал быть хранителями памяти и надежды. Но прежде к Папе обратился председатель Конференции епископов Кореи Кан У Ил, напомнив о продолжающемся уже 66 лет разделении страны, о полутора миллионах жертв Гражданской войны на полуострове, последствия которой ощущаются до сих пор, в частности, в том, что касается разделения семей. Глава корейского епископата упомянул и об ускоренном экономическом развитии Южной Кореи и связанных с этим социальных проблемах.
Со своей стороны, Папа предостерег корейских епископов от искушения клерикализмом, напомнив им, что основателями Церкви в этой стране были миряне, призвал их всеми силами поддерживать пастырские усилия своих ближайших сотрудников, коими являются священники, подчеркнул, что Церковь призвана быть бедной среди бедных, поскольку, занимая прочные позиции в столь развитой стране как Корея, она может себе позволить не быть зависимой от экономических факторов.
Говоря о заданиях епископов как хранителей памяти, Святой Отец упомянул о предстоящей беатификации корейских мучеников. Католики Кореи являются наследниками их героического свидетельства веры. Они также являются наследниками оригинальной традиции, которая была инициирована и созревала благодаря верности, настойчивости и трудам мирян. Сама история Церкви в Корее началась с непосредственной встречи со Словом Божиим, и его мощь проявляется до сих пор в расцвете активной жизни приходов и церковных движений, в основательных программах катехизации, в пастырской опеке над молодежью в католических школах, университетах и духовных семинариях. В Корее Церковь пользуется уважением за свою особую роль в духовной и культурной жизни народа и за свой могучий миссионерский импульс. Из миссионерской страны Корея превратилась в страну миссионеров, посланных в мир.
Быть хранителями памяти – это также значит черпать из прошлого духовные силы, дабы во всеоружии встречать обетования и вызовы будущего, не теряя при этом надежды. Епископы призваны быть хранителями надежды, т.е. возвещать миру, что есть еще нечто кроме материального благополучия, причем очень важное. Мы призваны быть «миссионерской Церковью, Церковью неустанно выходящей навстречу миру, а особенно – на окраины современного общества. Быть хранителями надежды – это значит создать условия, чтобы пророческое свидетельство Церкви в Корее и в дальнейшем выражало себя в форме заботы о бедных, в ее программах солидарности с беженцами и мигрантами, как и с социальными маргиналами».
Свидетельство Евангелия содержит особый вызов для Церкви в Корее, живущей в зажиточном, всё более секуляризующемся и материалистическом обществе. Пастырям необходимо противостоять соблазну перенимать из мира бизнеса не только эффективные модели управления, но и стиль жизни и ментальность, которая скорее руководствуется мирскими критериями успеха, чем критериями Евангелия. Пастырям предстоит освободиться от духа обмирщения, угашающего Святой Дух.