Визит к порогам

Епископ Иосиф Верт о визите ad limina в Рим 26-29 января 2009 г.

В начале 2009 г. в жизни нашей Поместной Церкви произошло весьма знаменательное событие: событие, которое имеет место не чаще, чем один раз в пять лет, а в жизни возрожденной Российской Католической Церкви пока случалось только дважды. Речь идет о так называемом визите ad limina в Рим. О том, что это такое, лучше всего сможет рассказать его непосредственный участник – Владыка Иосиф Верт, которому мы предоставляем слово.

Епископ Иосиф ВертВаше Преосвященство, поясните, пожалуйста, читателям СКГ саму идею визита ad limina.

Выражение ad limina – очень интересное, многим верующим оно неизвестно, даже порой не до конца понимают его смысл. Лишь когда мы приезжаем в Рим, в ходе самого визита ad limina многое проясняется. Полное значение этого понятия следующее: «визит к порогам святых апостолов Петра и Павла». Таков истинный смысл этой фразы. Иначе говоря, епископы приезжают в Рим, чтобы поклониться мощам апостолов Петра и Павла, которые здесь проповедовали Евангелие, здесь приняли мученическую смерть. У этого визита есть и иная цель – засвидетельствовать свое единство с преемником Святого Петра, Римским епископом или Папой, выразить ему свое почтение, проинформировать его о положении дел в своей Поместной Церкви, рассказать о том, как она живет и развивается.

Сколько раз Вам доводилось участвовать в таких визитах? Когда состоялся предыдущий подобный визит?

Согласно Каноническому праву, визиты ad limina должны совершаться каждые пять лет. Но это – в идеальном случае, а на практике сроки могут удлиняться. Так, хотя Апостольские администратуры в России были учреждены в 1991 г., первый визит российских епископов ad limina имел место только спустя 10 лет, в 2001 г., когда Католическая Церковь в России встала на ноги и прояснились многие моменты ее жизни, которые были скрыты временем преследований. Сроки первого визита были отодвинуты, чтобы наш отчет охватывал более длительный промежуток времени. Наш недавний визит, спустя 8 лет, был вторым по счету.

Какие изменения в жизни Церкви произошли со времени предыдущего визита? В чем заключается специфика последнего визита по сравнению с предыдущим?

Тот, первый визит был особенным уже хотя бы потому, что он был первым. Кроме того, согласно существующим правилам, новые церковные структуры освобождены от сдачи отчетности, как и от некоторых других формализованных процедур. Наши доклады в ходе первого визита были более свободными, импровизированными. Такой же спонтанностью была отмечена и вся обстановка визита. Наш же второй визит носил «классический» характер: к нам предъявляли точно такие же требования, как и к епископам других стран. Все епархии представили подробные отчеты, доклады, причем каждый такой доклад включал около 40 страниц. Доклады готовились весьма тщательно, им предшествовало анкетирование, а их целью было раскрыть истинный облик Католической Церкви в России, осветить различные грани ее жизни и деятельности.

Наконец, за истекшее время в Риме поменялся понтифик. Во время первого визита мы встречались с Иоанном Павлом II, а теперь – с Бенедиктом XVI. Каждого из них отличает свой собственный, неповторимый стиль общения и руководства.

Расскажите о том, в какой атмосфере протекал последний визит. Поделитесь наиболее яркими впечатлениями от пребывания в Риме, от встречи со Святым Отцом.

Рабочие встречи Визит ad limina – это не легкая прогулка в Рим, а рабочая поездка с очень насыщенной программой. В конце визита я подсчитал, что за три дня в Риме мы посетили 15 Ватиканских дикастерий или «министерств», причем в каждом таком «министерстве» имели продолжительные беседы. Эти беседы в различных Папских конгрегациях или советах протекали по-разному. В некоторых случаях мы ощущали по отношению к себе по-настоящему живой, глубокий интерес. Прежде всего, я имею в виду конгрегацию Восточных Церквей. Кардинал Леонардо Сандри весьма основательно подготовился к встрече с нами, было видно, что он слушает нас с огромным вниманием. В некоторых других конгрегациях интерес к нам был послабее. Вообще, необходимо отметить, что во время первого визита нами, российскими епископами, интересовались значительно больше, чем теперь. Впрочем, это неудивительно: тогда, впервые за последние 80 с лишним лет, кардиналы смогли получить информацию о Католической Церкви в России, что называется «из первых уст». Теперь же Российская Католическая Церковь состоялась, оформилась как одна из Поместных Церквей, и появление ее иерархов в Риме уже не воспринимается как сенсация.

Российские епископы с ПапойТем не менее, и в ходе последнего визита были свои, запоминающиеся моменты. Так были проведены очень важные собеседования на тему экуменизма, причем протекали они отнюдь не рутинным образом. Это были не заранее подготовленные выступления, вопросы и ответы, а напряженные дискуссии, в ходе которых нам приходилось отстаивать свою точку зрения. Но, конечно же, самые яркие впечатления остались у меня от общения со Святым Отцом. Уже в первый день нашего пребывания в Риме каждый из епископов получил у Папы личную аудиенцию продолжительностью в 15 минут. А ближе к концу визита состоялась общая аудиенция с участием всех четырех епископов, в ходе которой Понтифик обратился к нам с теплым словом ободрения, наставления и поддержки. Со своей стороны я, как председатель Конференции католических епископов России, приветствовал Папу короткой речью.

Кроме того, как я уже отметил в самом начале, визит ad limina – это не только деловая поездка с отчетом, не только поход по Ватиканским дикастериям. Согласно своему изначальному смыслу, визит ad limina – религиозное паломничество, и именно его духовный аспект был для нас весьма важным. Мы молились и служили святую Мессу в Соборе Святого Павла и у его гробницы, мы служили Мессу и в Соборе Святого Петра, в часовне, воздвигнутой над гробницей этого апостола. В течение всего визита мы ежедневно служили Мессу, молились у римских святынь, и этот момент стал для нас самым существенным.

В своем обращении к епископам России папа Бенедикт XVI обозначил пастырские приоритеты на ближайшие годы. Это – забота об увеличении числа священнических и монашеских призваний, попечение о семьях, воспитание молодежи, служение милосердия. Также подчеркнута важность экуменических контактов с Православной Церковью. Однако подобной деятельностью Католическая Церковь в России занималась и раньше: взращивала призвания, работала с семьями, воспитывала молодежь… В наших епархиях активно трудится «Каритас», мы поддерживаем экуменические контакты. Планируется ли в свете указаний, данных Папой, вносить какие-то коррективы в текущую работу? Планируются ли какие-то новые инициативы, мероприятия?

Российские епископы совершают Мессу в РимеВ Священном Писании, в Послании к Галатам (Гал 1,18; 2,1-10), мы читаем о том, как апостол Павел пришел в Иерусалим, чтобы встретиться с апостолом Петром. Он преследовал вполне определенную цель: удостовериться в правильности избранного пути, получить одобрение своего служения, сверить пастырские приоритеты, убедиться «не напрасно ли я подвизался или подвизаюсь» (Гал 2,2). Таким же образом и современные епископы приезжают в Рим к Папе, преемнику Святого Петра, каждые 5 лет или чуть реже, чтобы «сверить курс», удостовериться в правильности избранного направления, получить благословение на дальнейшую дорогу. Сами по себе те вещи, о которых говорил Бенедикт XVI, кажутся само собой разумеющимися. Но очень важно то, что Папа еще раз нам об этом сказал, еще раз нам об этом напомнил. Я считаю необходимым особым образом выделить слова ободрения, сказанные нам Папой. Он призвал нас не унывать при виде скромных достижений нашей пастырской работы, скромных результатов, на первый взгляд несоразмерных объему затраченных усилий.

Несколько дней назад я беседовал с приехавшим из-за рубежа священником, который совсем недавно приступил к работе в Сибири. У себя на родине, в Европе, он проповедовал тысячам людей, сотни приходили к нему на исповедь. А в России он не чувствует себя востребованным в той же степени. Здесь он может обслуживать, самое большее, несколько десятков верующих, и это обстоятельство стало для него серьезным искушением, серьезной трудностью. Я же в ответ сказал ему примерно те же самые слова, какие говорил нам Папа.

Интервью взял д. Владимир Дегтярев

Историческая справка о визите ad limina

Официально правило об обязательном посещении Рима было введено папой Сикстом V в 1585 г., однако о нем существуют и более ранние сведения. О посещении гробницы апостолов сицилийскими епископами упоминает папа Григорий Великий в письме диакону Киприану. На Римском Соборе 743 г. было установлено правило, согласно которому все епископы, чьи епархии находились недалеко от Рима, должны были ежегодно посещать гробницу апостолов. К середине XIII в. многие епископы добились от папы освобождения от этой обязанности, но Александр VI прекратил практику подобных привилегий. В период так называемого «Авиньонского пленения Пап» епископы были обязаны посещать не Рим, а Авиньон согласно принципу «где Папа, там и Рим».

Папа Сикст V в конституции «Romanus Pontifex» окончательно утвердил правило визита «ad limina» для всех епископов. В случае невозможности личной визитации епископ должен был посылать в Рим специально назначенного представителя. Епископы Италии, Греции и Далмации должны были отправляться в Рим раз в 3 года, для большинства стран Европы была установлена регулярность один раз в 4 года, для Северной и Восточной Европы – раз в 5 лет, для Азии и Африки – раз в 10 лет.

Папа Пий X (1903-1914) установил единую для всех епископов регулярность визитов «ad limina» – один раз в 5 лет. В настоящее время программа визита «ad limina» предполагает посещение гробницы апостолов Петра и Павла, личный визит к Папе и представление письменного отчета о состоянии своей епархии.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна