Визит Бенедикта XVI в Ливан

С 14 по 16 сентября с.г. Святой Отец посетил с апостольским визитом Ливан.

Начало

«Я приезжаю в качестве паломника мира не только в Ливан, но символически – во все страны Ближнего Востока. Я – друг Бога и всех граждан каждой из стран этого региона, независимо от их национальной и религиозной принадлежности». Этими словами вскоре после полудня в пятницу 14 сентября начал свой 24-й по счету апостольский визит.
В международном аэропорту Бейрута «Рафик Харири» Папу встречали президент страны католик-маронит Мишель Сулейман, премьер-министр мусульманин-суннит Наджиб Микати, председатель парламента мусульманин-шиит Наби Берри. 15 лет спустя после визита Иоанна Павла II в столице Ливана вновь прозвучал гимн Ватикана, за которым последовал ливанский. Точно так же, на всех главных улицах были вывешены ватиканские флаги вместе с ливанскими. Радость ливанского народа выразил в своей приветственной речи президент Мишель Сулейман. Он напомнил о визите Иоанна Павла II и о связях между Ливаном и Святейшим Престолом. «Ваше Святейшество, — сказал он далее, — Вы несете мир Бога, в Которого веруют все народы этого региона». Президент также особо подчеркнул, что ливанская модель сосуществования является примером для всего Ближнего Востока.
Огромная любовь к Папе была выражена с самых первых минут этого визита. Многие верные, особенно молодежь, прибывшие в аэропорт встретить Папу, размахивали флагами и пели песни, выражая тем самым свою радость.

В своей ответной речи Папа напомнил, что главной причиной поездки является подписание Постсинодального апостольского обращения Ecclesia in Medio Oriente. Далее, поблагодарив всех, кто занимался организацией визита, он упомянул о тесных связях между Ливаном и Святейшим Престолом, зримым выражением которых является статуя св. Марона в ватиканском Соборе Св. Петра. «Это так прекрасно, — сказал понтифик, — видеть, как из святилища Петра св. Марон неустанно ходатайствует о Ливане и Ближнем Востоке». Святой Отец назвал модель сосуществования между верующими разных религий, принятую в «стране кедров», примером для всего региона и поблагодарил тех, кто прилагает усилия к «поиску путей единства и согласия».

А перед тем, еще находясь в воздухе на борту самолета, Бенедикт XVI в ходе традиционной в таких случаях пресс-конференции для журналистов, освещавших визит, поделился своим видением актуальной ситуации региона. «Никто ни разу не отговаривал меня от этой поездки, — сказал он, — и я никогда не рассматривал такую возможность, понимая, что ситуация усложняется, а значит, тем более необходимы свидетельства братства и солидарности». В связи с общей напряженной ситуацией в регионе Папа призвал прекратить торговлю оружием и немедленно закончить войну в Сирии, а отвечая на вопрос о диалоге с исламом, в среде которого наблюдается рост экстремистских настроений, подчеркнул что «фундаментализм всегда является фальсификацией религии», каковая по самой своей сути призывает к защите мира Божьего. Поэтому Церковь и прочие религии обязаны «очиститься от подобных искушений, просвещать умы и делать всё возможное, чтобы у каждого было ясное представление о Боге». Отсюда проистекает и призыв к уважению друг ко другу, поскольку каждый человек – это «образ Божий».
На вопрос о влиянии «арабской весны» на положение христиан на Ближнем Востоке Святой Отец отметил, что само по себе желание демократии, свободы и сотрудничества весьма позитивно и означает шаг вперед. Но это желание следует взращивать только в обстановке взаимного диалога, вдохновляясь определенными правилами сосуществования. Мы должны сделать все возможное, сказал Папа, чтобы «понятие свободы и желание свободы шло в верном направлении и не забывало о терпимости, примирении – основных элементах свободы как таковой», и напомнил, что от эскалации конфликта в Сирии страдают не только христиане, но и мусульмане.
«Опасность того, что христиане покинут эти земли и их здесь не станет вовсе, весьма велика, — продолжил Бенедикт XVI, — и мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы они остались. Главным фактором здесь могло бы стать прекращение войны и насилия, которые и провоцируют бегство. (…) Вместо того чтобы доставлять оружие, что является тяжким грехом, мы должны предлагать идеи, мир, творчество, принимать других со всеми их отличиями, делать видимым взаимное уважение религий, относиться к человеку как к творению Бога, любить ближнего – ведь в этом стержень всех религий».
Каковы конкретные шаги Запада в поддержку ближневосточных братьев? На этот вопрос Папа ответил, что к такой поддержке призваны все. Нужно «оказать воздействие на общественное мнение», призывая политиков к конкретным обязательствам, употребляя все силы и все возможности на благо достижения миру». «Видимые знаки солидарности, публичные молитвы – всё это может иметь реальный эффект», — заметил Папа. В определенном смысле, добавил он, наша роль заключается в предостережении, очищении и воспитании.

Подписание Апостольского обращения

«Не бойся, малое стадо, в этом знамении креста твоя победа», — заявил Бенедикт XVI в своем слове по случаю подписания Апостольского обращения по итогам Синода епископов по Ближенму Востоку. Эта церемония стала составной частью Литургии слова в мелькитской базилике Св. Павла в городе Харисса, где Папу принимал патриарх Мелькитской Католической Церкви Григорий III Лахам.
14 сентября отмечается праздник Воздвижения Креста по Григорианскому календарю, а потому и проповедь Святого Отца была посвящена значимости этого христианского символа. Бенедикт XVI вспомнил императора Константина, мать которого св. Елена разыскала реликвии Креста Христова, а он сам прекратил гонения на христиан и даровал свободу христианской религии. Но прежде, чем это произошло, когда император еще оставался во тьме неверия, он пережил видение Креста и услышал голос с небес: «Сим победишь!» Спустя месяц наступит 1700-я годовщина этого видения.
В свете победоносного Креста и следует воспринимать данное Апостольское обращение, — продолжил Папа. Страдания Христа неотделимы от Его Воскресения, без чего и само Воздвижение Креста было бы только оправданием страданий и смерти. Так и Отцы Синода, не упуская из виду страданий христиан на Ближнем Востоке, вместе с тем выразили восхищение их бесстрашию и стойкости в вере. Ближневосточным христианам следует отважиться на «безумие креста», иначе говоря, преобразить свои страдания в мольбу к Господу о милости и в дела любви по отношению к ближним. «И это – не только аллегория. Это – настоятельный призыв к тому, чтобы предпринять конкретные шаги, которые еще более уподобили бы нас Христу. Я имею в виду дела, подобные делам императора Константина, который сумел дать свидетельство и покончить с дискриминацией христиан, дабы позволить им открыто и свободно жить своей верой», — сказал Бенедикт XVI.

Что же касается самого Апостольского обращения «Церковь на Ближнем Востоке», то оно складывается из трех частей, а также введения и заключения. Его темы выстроены в региональном контексте – сложной мозаики, которая требует согласованных усилий по укреплению христианского свидетельства. Существенным для этого является экуменическое единство, воспринимаемое не как туманное, абстрактное понятие, но как признание и взаимное уважение между Церквами древних традиций и более современными церковными общинами. Важнейшую роль играет межрелигиозный диалог с иудеями и мусульманами, которые, как и христиане, верят в единого Бога.
Осуждая любые акты нетерпимости, дискриминации, маргинализации или преследований, оправдываемых соображениями религии, Апостольское обращение напоминает, что присутствие христиан на Ближнем Востоке является не случайным, но историческим, и что им принадлежит значительный вклад в формирование местной культуры.
Католики, в частности, имеют право и обязанность участвовать в общественной жизни региона и не должны считаться гражданами второго сорта. Отсюда следует мощный призыв Святого Отца в защиту религиозной свободы – суммы всех свобод, священной и неотъемлемой, которая включает в себя возможность выбирать себе вероисповедание и выражать его публично, не рискуя при этом собственной жизнью.

Затем Бенедикт XVI останавливается на двух новых реалиях: светскости и фундаментализме. В крайней форме светскость становится секуляризмом и стремится отобрать у граждан право на публичное выражение их религии, передавая государству абсолютную монополию в этой области.
Однако здоровая светскость подразумевает одновременно разграничение и взаимодействие между политикой и религией, в духе взаимного уважения.
В отношении религиозного фундаментализма следует заметить, что он вырастает из социально-политической неопределенности и недостаточного понимания религии и активно манипулирует человеческим сознанием. Поэтому Папа призывает всех ближневосточных религиозных лидеров искоренить это явление как смертельную угрозу для всех верующих.
Апостольское обращение также затрагивает сложнейшую проблему исхода христиан из стран ближневосточного региона. Будучи жертвами конфликтов и унижений, они вынуждены эмигрировать, оставляя отечество, которое созидали на протяжении веков. Папа обращает внимание на то обстоятельство, что без христиан не будет самим собой. Отсюда – призыв к политикам не превращать регион в единообразную пустыню, а также воззвание к пастырям помочь верующим в диаспоре.

Более «технической» является вторая часть документа, обращённая к патриархам, епископам, священникам, семинаристам и монашествующим. Здесь речь идет о важности единства с Епископом Рима, об отважном провозглашении Евангелия, правильном управлении церковной собственностью, свидетельстве непорочной жизни, о живой связи со Словом Божьим. Святейший Отец обращает внимание на значение безбрачия, – дара Божьего для Церкви, – равно как и на служение женатых священников, что соответствует древней традиции Востока. Также и миряне, члены Церкви в силу Крещения, призваны быть отважными в служении делу Христа, в продвижении свободы вероисповедания и уважения к человеческому достоинству.
Специальный раздел документа посвящён семье – Божественному учреждению, основанному на Таинстве нерасторжимого брака между мужчиной и женщиной. «Супружеская любовь является долгосрочным замыслом на всю жизнь», — пишет Папа: перед лицом моделей, навеянных специфической современной культурой и противоречащих Евангелию, семья должна возвратиться к своей глубокой самобытности, быть поистине домашней Церковью, наставницей молитвы, школой этических ценностей и призваний, фундаментальной ячейкой общества. Женщина является равной мужчине, а дискриминация – это действие, которое оскорбляет самого Бога.
Далее Бенедикт XVI обращается к молодежи, призывая ее не бояться и не стыдиться быть христианами, укреплять дружбу с Иисусом, а также мудро оценивать современные реалии, не соблазняясь материализмом или безрассудным пользованием социальными сетями, разрушающими подлинные человеческие отношения. Кроме того, Папа призывает родителей, педагогов и учреждения встать на защиту прав ребенка с момента его зачатия.

Третью часть Апостольского обращения можно назвать «доктринальной». Папа призывает в ней к истинно библейскому пастырскому служению, чтобы развеять предрассудки и заблуждения. Святой Отец подчеркивает важность Божественной Литургии, обновление которой, — там, где это действительно необходимо, — должно быть основано на Слове Божьем. Очень важно возвратиться к смыслу Таинства Крещения, открывающему путь к единству и солидарности, а также Таинства Прощения и Примирения для содействия мирным инициативам даже в самый разгар конфликтов.
В опубликованном документе указано, что евангелизация является существенной миссией Церкви, и поэтому ближневосточные католики призваны обновить свой миссионерский дух. Данный вызов в многонациональном и многоконфессиональном контексте теперь актуален как никогда ранее. Мощным стимулом к этому может стать проведение Года Веры.
Далее Папа останавливается на деле благотворительности и напоминает, что, следуя примеру Христа, Церковь должна быть близка к слабым и отверженным, страждущим и бедным. Свою особую благодарность Святой Отец адресует всем, кто самоотверженно трудится в учебных центрах, школах, католических университетах. Эти люди свидетельствуют, что на Ближнем Востоке не испарилась возможность жить во взаимном уважении и сотрудничестве через воспитание терпимости.
Апостольское обращение содержит также конкретные предложения: такие как перевод молитвы «Отче наш» на местные языки, провозглашение Года Библии и ежегодной Библейской недели, развитие новых форм коммуникации, существенных для дела евангелизации, заключение экуменического соглашения о взаимном признании действительности Крещения между Католической Церковью и другими Церквами, с которыми ведутся богословские диалоги. Кроме того, предлагается снять все ограничения для верующих, которые отправляются в паломничество к Святым местам.

На последних страницах документа Папа Бенедикт XVI повторяет свой призыв к миру, связанному с водворением справедливости, а не просто с отсутствием войны. Политические и религиозные лидеры обязаны сделать всё возможное, чтобы устранить причины страданий жителей Ближнего Востока, в то время как христиане призваны отважно и солидарно свидетельствовать о Христе. Такое свидетельство – дело непростое, но очень благородное.

Встреча с политическими и религиозными лидерами

Проведя ночь в Апостольской нунциатуре в Хариссе, Бенедикт XVI утром 15 сентября направился в пригород Бейрута Баабду, где находится резиденция Президента Ливана. Десятки тысяч людей приветствовали проезжавший по улицам «папамобиль». В президентском дворце Святой Отец вначале провел ряд личных встреч: с президентом страны католиком Мишелем Сулейманом, а также премьер-министром Наджибом Микати и председателем Национальной Ассамблеи Наби Берри, которые являются мусульманами.
Затем состоялась 20-минутная встреча с лидерами мусульманских общин страны, в которой также приняли участие кардиналы Тарчизио Бертоне и Жан-Луи Торан и патриарх Маронитской Католической Церкви Бешар эль-Раи. Мусульманские лидеры, в числе прочего, затронули тему оскорбительного для них фильма о пророке Мухаммаде, вызвавшего бурю возмущений во всём исламском мире, и поблагодарили Святой Престол за защиту религии и ее символов во всём мире. Встреча прошла в очень сердечной атмосфере. Обратило на себя внимание заявление руководителя суннитской общины Ливана, отметившего, что мусульмане хотят, чтобы христиане оставались на Ближнем Востоке. «Если бы их не стало, мы сами стали бы беднее», — добавил он.
Бенедикт XVI подарил всем, с кем имел личные встречи, по экземпляру Апостольского обращения Ecclesia in Medio Oriente. По окончании бесед Папа Римский и президент Ливана Мишель Сулейман посадили в президентском саду небольшой кедр, символ Ливана.

Все деятели, с которыми Папа встречался лично, приняли участие и в главной встрече Бенедикта XVI с политиками и дипломатическим корпусом, в ходе которой понтифик выступил с речью, посвященной принципам мирного сосуществования между народами. В качестве отправной точки своего размышления Святой Отец использовал ливанскую модель:
«В Ливане, — сказал он, — христианство и ислам веками живут на одном пространстве. Нередко можно встретить в одной семье обе эти религии». Но если в конкретной семье это возможно, «то почему бы это должно быть невозможно в масштабах всего общества?». Папа отметил, что «специфика Ближнего Востока заключается в многовековом смешении различных компонентов». Конечно, признал он, «они также боролись друг с другом!» С другой стороны, «плюралистическое общество существует только при условии взаимного уважения, желания узнать другого и постоянного диалога». Этот диалог «возможен только при осознании того, что есть ценности, разделяемые всеми основными культурами, потому что они коренятся в природе человеческой личности». К таким ценностям относится религиозная свобода.
«Не будем забывать, — сказал Бенедикт XVI, — что религиозная свобода является фундаментальным правом, от которого зависят многие другие. Возможность свободно исповедовать и жить своей верой, не подвергая опасности собственную свободу, должна быть у каждого». Потеря или ограничение религиозной свободы «лишает человека священного права на полноценную жизнь в духовном плане», ведь «без открытости трансцендентному человек становится неспособным жить по справедливости и бороться за мир».
Далее Папа коснулся положения на всём Ближнем Востоке, в регионе, избранном Богом для рождения великих религий, который переживает ныне «бурю». Но именно этот регион призван дать свидетельство возможности мира и примирения. «Чтобы обеспечить динамизм, необходимый для создания и укрепления мира, следует неустанно возвращаться к основам человеческого бытия», — подчеркнул Бенедикт XVI, уделяя при этом особое внимание роли образования, семьи и защиты жизни. Он напомнил, что самыми настоящими покушениями на жизнь являются бедность, терроризм, безработица, эксплуатация, потребительская логика, сеющая в умах людей убеждение, будто «обладать» лучше, чем «быть».
Папа предостерег против тех идеологий, которые, ставя под вопрос неотъемлемые ценности каждого человека и семьи, подрывают основы общества, и призвал государственных деятелей и религиозных лидеров к незамедлительным действиям на благо мира и против насилия.

По завершении выступления в президентском дворце Святой Отец побывал в резиденции патриарха армян-католиков в близлежащем местечке Бзоммар, где отобедал вместе с ливанскими католическими епископами и членами Совета Синода епископов по Ближнему Востоку. Здесь же Папа освятил статую армянского монаха Акопа Мегапарта, жившего в XVI веке и издавшего первую печатную книгу на армянском языке.

Встреча с молодежью Ливана и Ближнего Востока

Во второй половине дня в субботу 15 сентября Бенедикт XVI встретился на площади перед резиденцией маронитского патриарха в Бкерке с молодежью Ливана, а также других стран Ближнего Востока.
«Я осведомлен о проблемах, с которыми вы ежедневно имеете дело из-за отсутствия стабильности и безопасности, из-за трудностей с поиском работы, из-за охватывающих вас чувств одиночества и маргинальности», — сказал Святой Отец, и продолжил: «В неустанно изменяющемся мире вам брошен не один очень важный вызов. Даже безработица и неуверенность в завтрашнем дне не должны склонять вас попробовать “горький мед” эмиграции, связанной с утратой корней и разлукой с родиной, с неопределенностью будущих перспектив. Вам следует стать творцами будущего вашей страны, исполнить возложенную на вас миссию в обществе и Церкви».
Бенедикт XVI напомнил призыв своего предшественника Иоанна Павла II «Не бойтесь открыть двери Христу!», предостерег молодежь от увлечения наркотиками, порнографией, интернетом, размывающим грани виртуального и реального миров, потребительством и погоней за деньгами. Он также призвал молодых заново открыть актуальность Евангелия и возвещения ценности жизни и противостать всему, что жизни противоречит: абортам, насилию, пренебрежению к человеку, несправедливости, войнам… «Прощать бывает нелегко, но Божие прощение дает силы обратиться и радость от того, что нас самих простили. Прощение и примирение – это пути мира, ведущие в будущее», — сказал Папа.

Не обошел он вниманием и молодых мусульман. «Я благодарю вас за ваше присутствие, которое очень важно, — отметил понтифик. – Вы вместе с молодыми христианами составляете будущее этой прекрасной страны и всего Ближнего Востока. Так старайтесь же строить это будущее вместе! А когда станете взрослыми, продолжайте жить в мире с христианами. Ведь красота Ливана как раз и заключается в этом прекрасном синтезе! Нужно, чтобы весь Ближний Восток, глядя на вас, смог убедиться, что мусульмане и христиане, ислам и христианство могут жить рядом друг с другом без ненависти, с уважением к вере каждого, совместно созидая свободное и гуманное общество».
Бенедикт XVI особым образом обратился к молодежи, приехавшей на встречу с Папой из соседней охваченной войной Сирии. «Я хочу вам засвидетельствовать то, — сказал он, — как я восхищаюсь вашим мужеством. Скажите там, у себя на родине, скажите вашим семьям и вашим друзьям, что Папа помнит о вас. Скажите всем, кто рядом с вами, что Папа очень опечален вашими страданиями и болью и не забывает Сирию в своих молитвах и своих заботах. Он не забывает и обо всех страждущих жителях Ближнего Востока. Настало время всем мусульманам и христианам объединиться, чтобы положить конец насилию и войнам».

Месса в Бейруте

Кульминацией папского визита в Ливан стала Месса в воскресенье 16 сентября в Бейруте с участием 350 тысяч верных. Местом ее проведения стали обширные польдеры на морском побережье, составленные из обломков зданий, разрушенных в ходе гражданской войны. На этом же самом месте служил Мессу и Иоанн Павел II 15 лет назад.

Комментируя в своей проповеди Евангелие воскресной литургии, в котором Иисус спрашивает учеников: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мк 8,29), Папа подчеркнул, что «сегодня, как и на протяжении веков, пришедшие к Иисусу, – каждый своим путем, – дают свои ответы. Эти тропинки дают возможность выйти на путь истины. Но, не будучи обязательно ложными, они остаются недостаточными, поскольку не постигают сути личности Иисуса. Только те, кто согласен следовать за Ним по Его пути, чтобы жить в единении с Ним в общине учеников, могут иметь о Нем подлинное знание. Именно Петр, который жил некоторое время рядом с Иисусом, дает этот ответ: “Ты Христос” (Мк 8,29). Ответ точен, в этом нет никаких сомнений, но он недостаточен, поэтому Иисус чувствует необходимость уточнить его. Он предвидит, что люди могут использовать этот ответ для замыслов, не принадлежащих Ему, чтобы вызвать связанные с Ним ложные мирские надежды».
Объявляя Своим ученикам, что прежде, чем Он воскреснет, Его ожидают страдания и смерть, Иисус желает объяснить им, что Он есть «Мессия страдающий, Мессия – слуга, а не всемогущий политический освободитель». «Следовать за Иисусом, — сказал Папа, — значит взять свой крест, чтобы сопровождать Его на Его пути. На тернистом пути, который ничем не похож на путь власти или земной славы. Путь этот ведет к отвержению самих себя, к потере жизни ради Христа и Евангелия, чтобы спасти ее». Решение сопровождать Иисуса «требует постоянно растущей близости с Ним, внимательного слушания Его Слова, чтобы черпать в нем вдохновение для наших действий».

Далее Бенедикт XVI напомнил о начинающемся 11 октября Годе Веры, объявленном для того, чтобы способствовать более глубокому размышлению о вере, чтобы сделать ее более сознательной и чтобы укрепить нашу приверженность Иисусу Христу и Его Евангелию: «Призвание Церкви и христиан заключается в том, чтобы служить, как это делал Сам Господь, бескорыстно и всем без различия». Каждое служение должно быть прежде всего служением Богу и братьям, — подчеркнул Папа. Этим духом должны руководствоваться все крещеные, служа прежде всего бедным, отвергнутым и страждущим. «Служение справедливости и миру на земле, страдающей от насилия, является насущной необходимостью, чтобы стремиться к братскому общению, чтобы созидать это общение!» — отметил понтифик.
«Дорогие братья и сестры, — сказал Святой Отец в заключение, — я усиленно молю Господа даровать этому региону Ближнего Востока служителей мира и примирения, дабы все могли жить мирно и с достоинством». Это «важное служение, — подчеркнул Бенедикт XVI, — христиане должны нести здесь в сотрудничестве со всеми людьми доброй воли. Призываю всех вас трудиться ради достижения мира».

В Мессе участвовал, среди прочих, президент Ливанской Республики Мишель Сулейман. Многочисленные мегаэкраны позволили толпам верующих внимательно следить за Евхаристической Литургией, которая совершалась на латинском языке, с песнопениями восточных обрядов и чтениями на арабском, греческом и армянском языках. В конце богослужения Папа вручил Апостольское обращение «Церковь на Ближнем Востоке» патриархам и епископам региона.

По окончании Мессы прозвучал Папский призыв к миру. В размышлении перед полуденной молитвой Angelus Святой Отец призвал молиться о мире для Сирии и других стран Ближнего Востока.
«Дорогие братья и сестры, — сказал Бенедикт XVI, — обратимся теперь к Марии, Матери Божьей, Богородице Ливанской, вокруг которой собираются христиане и мусульмане. Попросим Марию заступиться перед Ее Божественным Сыном за вас, за жителей Сирии и соседних стран, моля о даре мира. Вы на себе испытали трагедию конфликтов и насилия, несущую столько страданий. К сожалению, грохот орудий не прекращается, как и крик вдов и сирот! Насилие и ненависть вторгаются в жизнь, и женщины и дети становятся первыми их жертвами. Почему так много ужасов? Почему так много смертей? Я обращаюсь к международному сообществу! Я взываю к арабским странам, дабы они, как братья, предложили эффективные решения, принятые с учетом уважения достоинства каждого человека, его прав и его религии! Кто стремится к мирной жизни, должен перестать видеть в других зло и желать уничтожить его. Нелегко видеть в другом человека, которого следует уважать и любить, но это нужно делать, если желаешь построить мир, если желаешь братства (ср. 1 Ин 2,10-11, 1 Петр 3,8-12). Пусть дарует Бог вашей стране, Сирии, Ближнему Востоку мир в сердцах, молчание оружия и прекращение всякого насилия! Пусть люди поймут, что все они братья! Мария, Матерь наша, понимает наши тревоги и нужды. Вместе с присутствующими здесь патриархами и епископами я вверяю Ближний Восток Ее материнскому покровительству. Да обратимся мы, с Божьей помощью, чтобы усердно трудиться над созиданием мира, необходимого для гармоничной жизни между братьями, независимо от их происхождения и религиозных убеждений!»

Экуменическое общение

Папский визит в Ливан не мог не иметь экуменического измерения, поскольку около 15% населения страны составляют христиане-некатолики. Встреча в резиденции сиро-католического Антиохийского патриарха в Шарфе, на которую были приглашены предстоятели православных, древневосточных и протестантских общин Ливана, стала предпоследним пунктом программы апостольской поездки.
Хозяин встречи патриарх Игнатий Иосиф III Юнан в приветственном слове перечислил основные вехи мученической истории своей небольшой Церкви. Одним из примеров такого рода стала кровавая резня, учиненная мусульманскими фанатиками в сиро-католическом соборе Багдада не далее, как два года тому назад. Бенедикт XVI в своем выступлении отталкивался от мыслей, высказанных патриархом.
«Позвольте мне, — сказал он, — воздать должное уважение свидетельству веры, которое Сирийская Церковь Антиохии давала на протяжении веков своей славной истории. Это свидетельство говорит о горячей любви ко Христу. Церковь Антиохии вплоть до наших дней продолжает писать героическую книгу, храня верность вере вплоть до мученичества. Я призываю эту Церковь стать для народов этой земли знамением исходящего от Бога мира и светом надежды. Я обращаю этот призыв и ко всем Церквам и церковным общинам данного региона».
В обстановке насилия, терзающего Ближний Восток, — подчеркнул Папа, — согласное свидетельство исповедников Христа разных конфессий имеет огромное значение. Это свидетельство призвано принести миру евангельское послание любви, мира и согласия, а, вместе с тем, способствовать взаимному сближению между христианами с прицелом на достижение полного церковного единства в будущем.

По пути из резиденции сиро-католического патриарха в аэропорт Бенедикт XVI ненадолго заехал в монастырь «Богородицы и Единства» кармелиток босых, основанный 50 лет назад, где его приветствовала 90-летняя настоятельница, мать Тереза от Иисуса. Папа освятил краеугольный камень под здание новой обители Ордена кармелиток в Ливане.

Прощание с Ливаном

Покидал Ливан Святой Отец с большой неохотой, назвав в прощальной речи на аэродроме свой визит «слишком коротким» и признавшись, что после столь радушного приема хочется оставаться в стране еще и еще. За этот прием Бенедикт XVI тепло поблагодарил весь ливанский народ, а конкретно, государственные власти, католиков всех обрядов, верных Восточных Церквей-сестер, протестантов, а также мусульман. Присутствие этих последних имело особую значимость: «Арабский мир и вообще весь мир увидели в наши неспокойные времена христиан и мусульман собравшихся вместе, чтобы праздновать мир».

«Я молюсь Богу за Ливан, — сказал далее Папа, — чтобы он жил в мире. Пусть противостанет он бесстрашно всему, что могло бы этот мир нарушить или ему угрожать. Я желаю Ливану, чтобы в нем и в дальнейшем сохранялся плюрализм религиозных традиций, и чтобы он не слушал голосов тех, кто пытается этому помешать. Я желаю Ливану крепить единство всех своих граждан независимо от того, к какой общине они принадлежат или какую религию исповедуют. Пусть они последовательно отвергнут всё то, что могло бы спровоцировать разделения, и решительно выберут братство».
Бенедикт XVI вспомнил о том почтении, с каким исповедники всех представленных в Ливане религий относятся к Пресвятой Деве Марии, и выразил благодарность властям страны, объявившим выходным днем для всех ливанцев праздник Благовещения 25 марта. Свое прощальное выступление на ливанской земле Святой Отец завершил молитвой о Божьем благословении для всего Ближнего Востока.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна