В Палестинской автономии вводятся ограничения в дни празднования Рождества
Официальные представители палестинской администрации Западного берега реки Иордан обратились к муниципалитетам с просьбой сократить количество публичных мероприятий в дни празднования Рождества, сообщает Religion News Service.
Должностные лица Палестинской автономии пошли на этот шаг на фоне продолжающейся эскалации насилия между палестинцами и израильтянами.
Ханна Амире, который возглавляет правительственную комиссию по вопросам деятельности церквей на Западном берегу, подтвердил, что после того как с середины сентября в регионе погибли десятки палестинцев, администрация автономии обратилась с просьбой об «определенном снижении» количества праздничных мероприятий.
По заявлению израильского правительства, большинство из погибших были убиты во время столкновений с израильскими вооруженными силами или при проведении терактов.
Несмотря на то, что палестинский премьер-министр Рами Хамдалла (Rami Hamdallah) зажжет рождественскую елку, установленную на Ясельной площади Вифлеема, он не будет участвовать в традиционном праздничном обеде, который устраивает городской муниципалитет, добавил чиновник.
В то же время он подтвердил, что ежегодная процессия с участием представителей христианских церквей и традиционных палестинских барабанщиков-скаутов состоится, как обычно.
Новость об ограничениях в дни рождественских праздников вызвала негативную реакцию в палестинской христианской общине, численность которой составляет около 2% от общего населения Западного берега реки Иордан и Израиля.
«Я по-настоящему разочарован», — приводит издание слова Икрама Юха (Ekram Juha), руководителя аппарата мэра Вифлеема, который прокомментировал планы Палестинской автономии.
И. Юха, который назвал себя «христианином и верующим человеком», сказал, что палестинцы «находятся в сложной ситуации, но мы жили с этой ситуацией в течение многих лет, и [церковные] торжества проходили и раньше. Это место, где родился Иисус, и, если вы ограничиваете рождественские праздники здесь, вы ограничиваете духовность и святость. Я могу понять ограничения торжеств в любом другом месте, но только не здесь, в Вифлееме», — заявил палестинский чиновник.
Рождество в прифронтовой зоне. Хронология
Рождественские праздники в Вифлееме уже не первый год проходят в обстановке повышенных мер безопасности и ограничений со стороны властей. В зависимости от актуальной ситуации в конфликтном регионе, командование Армии обороны Израиля в канун рождественских праздников либо ослабляет ограничения и режим посещения Вифлеема, либо, наоборот, ужесточает эти правила.
2000 год
Рубежом стал 2000 год, когда вспыхнула так называемая Вторая интифада («Интифада аль-Аксы») — палестинское восстание в знак протеста против посещения премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном Храмовой горы в Иерусалиме. Она продолжалась 4 года до кончины лидера Организации освобождения Палестины (ООП) Ясира Арафата и уничтожения основателя Хамас шейха Ахмеда Ясина.
В 2000 году по причине обострения конфликта все запланированные праздничные мероприятия полностью отменены. Были введены ограничения на посещение Вифлеема израильскими и палестинскими христианами, иностранными паломниками и корреспондентами. Немногочисленные иностранные паломники и туристы, все-таки пожелавшие попасть в Вифлеем, несмотря на предупреждения об опасности подобной поездки, должны получить специальные разрешения от военных властей Израиля.
2001 год
В следующем, 2001 году председатель Организации освобождения Палестины Ясир Арафат (1929—2004) впервые за много лет не смог принять участие в рождественских торжествах в Вифлееме. Тогда власти Израиля запретили ему въезд на территорию страны в связи с произошедшим в октябре 2001 года убийством министра туризма Израиля Рехавама Зееви. Условием для отмены запрета власти тогда назвали выдачу исполнителей убийства израильского чиновника.
Тогда Я. Арафат в обращении к жителям Палестинской автономии, переданном по телевидению и по радио, заявил, что запрет на поездку в Вифлеем — «преступление, которое лишает меня права отдать дань уважения Тому, кто нес на землю мир».
2002 год
В 2002 году мэр Вифлеема принял решение об отмене фактически всех обычных рождественских мероприятий в городе: была запрещена иллюминация, перед храмом Рождества не стали устанавливать праздничную ель. Впервые с 1994 года в дни Рождества израильские военные никак не изменили режим в городе, и он полностью оставался под контролем Армии обороны Израиля.
2003 год
В 2003 году командование израильской армии накануне праздников объявило, что всем желающим посетить Вифлеем в день Рождества из сектора Газа и Западного берега Иордана будет открыт проход на военных КПП при наличии соответствующих пропусков. На деле, как сообщали палестинские СМИ, блокпосты работали по привычной схеме.
Последний христианский анклав в Палестине находится на грани исчезновения
Израильское военное командование тогда заявило, что все желающие посетить Вифлеем до линии разделения с Палестинской автономией будут находиться под охраной армии и полиции, в то время как в самом городе ответственность за безопасность была возложена на соответствующие палестинские службы.
Латинский патриарх Иерусалима Мишель Саббах поблагодарил израильские власти за «стремление способствовать рождественским торжествам».
2004 год
В 2004 году командование Армии обороны Израиля сняло ограничения на посещение Вифлеема израильскими и палестинскими христианами, иностранными паломниками и корреспондентами. Тогда же военные предоставили возможность посетить Вифлеем христианам Западного берега реки Иордан и сектора Газа.
2005 год
В 2005 году в самый канун рождественских праздников, 20 декабря, 20 боевиков «Бригады мучеников Аль-Аксы» захватили здание мэрии города Вифлеем. Они требовали от властей автономии выплаты пособий для 300 ее активистов, не имеющих средств к существованию. Боевики разместились на крыше здания в непосредственной близости от базилики Рождества Христова и наставили автоматы на толпу людей внизу. После переговоров с губернатором Вифлеема Салахом Таамери боевики согласились покинуть здание.
Несмотря на то, что за день до этого пресс-центр ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля) выступил с заявлением о том, что в дни праздников — с 24 декабря по 18 января — паломникам будет открыт доступ к храму Рождества Христова в Вифлееме, произошедший инцидент привел к очередному обострению обстановки, и режим посещения города был вновь ужесточен.
В связи со всеми этими событиями в середине 2000-х годов поток паломников в Вифлеем многократно сократился, и в среднем в дни рождественских торжеств город посещало порядка 5—7 тысяч человек.
2007 год
В 2007 году эта цифра существенно увеличилась; количество только иностранных паломников составило 20 тысяч. Был облегчен пропускной режим на въезде в Вифлеем со стороны Иерусалима, а в окрестностях города отменена плановая антитеррористическая зачистка.
«Сегодня и завтра здесь находятся от 25 до 35 тысяч паломников — вдвое больше, чем в прошлом году, — цитировало мэра Вифлеема Виктора Батарсеха агентство “Росбалт”. — Сегодня у нас около 60-70% от нормального объема туризма и паломничества в город».
2015 год
В результате многолетних вооруженных столкновений в городе разрушены гостиницы, жилые дома, общественные здания. Большинство домов в районах, граничащих с израильской территорией, пустует, многие из них полуразрушены, закрыты почти все сувенирные магазины.
Эта ситуация усугубляет экономические проблемы местного населения, значительная часть которого была занята в туристическом и паломническом бизнесе.
Город Рождества
Вифлеем (ивр. בית לחם, Бейт-Лехем — «дом хлеба»; араб. بيت لحم, Байт-Лахм — «дом мяса») — город на Западном берегу реки Иордан, в исторической области Иудея.
Находится под контролем Палестинской национальной администрации, является столицей палестинской провинции Вифлеем. Центр паломничества и туризма.
Расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. По состоянию на 2007 год население города составляло около 25 тысяч человек, с пригородами — 42 тысячи человек, площадь — 6 км?.
Вифлеем — священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк. 2:4—7, Мф. 2:1—11), родился Иисус Христос. Здесь, согласно Библии, родился и был помазан на царство царь Давид.
В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы ее численность сократилась вследствие эмиграции. На начало 2000-х годов доля христианского населения, по разным данным, составляла 15-20%, в то время как в 1940-х годах этот показатель приближался к 90%.
Согласно местному законодательству, мэром Вифлеема может быть избран только христианин.
Вифлеем расположен на Западном Берегу реки Иордан, на территории, которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости. Город отделен от Израиля бетонной разделительной стеной; чтобы попасть в Вифлеем, надо пройти через контрольно-пропускной пункт.
Храм Рождества
Базилика Рождества Христова — одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года, и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались.
Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.
29 июня 2012 года на 36-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.
Источник: rublev.com